Зейфас Наталья Михайловна

доктор искусствоведения, профессор

Родилась в г. Ростове-на-Дону

Образование

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского по специальности «музыковед-теоретик»

1970-1974 – заочная аспирантура НИО Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский институт истории искусств, СПб)

Профессиональная деятельность

1970-1978 – музыкальный редактор, позднее обозреватель Главной редакции пропаганды Иновещания Государственного Комитета по радиовещанию и телевидению (ныне радиостанция «Голос России»)

1978-1994 – научный редактор, позднее – зав. отделом, отв. секретарь журнала «Советская музыка» (ныне «Музыкальная академия»)

1992 – настоящее время – Академия хорового искусства имени В.С. Попова, профессор кафедры истории и теории музыки. Дисциплина: история музыки

Руководство кандидатскими диссертациями:

1. Марцинкевич А.А. «Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля» (защищена в 2011 г.)

2. Кузнецов Г.А. «Вагнеровский Heldentenor: от Риенци до Зигфрида» (защищена в 2018 г.)

Награды и звания

Доктор искусствоведения, профессор

Член Союза композиторов РФ

Звание «Женщина 1991-1992 г.» Международного биографического центра в Кембридже (Великобритания)

Медали «В честь 850-летия Москвы», «Ветеран труда»

Благодарность Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу и в связи с 20-летием со дня основания АХИ; 2012

Почетная грамота за многолетний добросовестный труд и личный вклад в становление и развитие Академии; 2016

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу; 2019

Конференции

1981 – Международная научная конференция «К 300-летию со дня рождения Г.Ф. Телемана», Магдебург. Доклад «Mattheson und Telemann: eine vergleichende Analyse ihrer ästhetischen Ansichten» (Маттезон и Телеман: сравнительный анализ эстетических взглядов)

1999 – Международная научная конференция «К 70-летию со дня рождения Гиви Орджоникидзе (1928-1984)». Тбилиси. Доклад «Гиви Орджоникидзе и творчество Гии Канчели в контексте движения грузинских «шестидесятников»».

2001 – Международная научная конференция «Музыка в контексте культуры». Тбилиси, 2-4 ноября. Доклад «Иоганн Маттезон (1681-1764) – Музыковед – “полиисторик” на стыке эпох»

2003 – Научная конференция в рамках музыкального фестиваля «Die Kraft der Stille. Giya Kancheli in Basel». Базель, Швейцария. Доклад о творчестве Г. Канчели

2006 – Научная конференция памяти Ю. А. Фортунатова «Оркестр и партитура: от барокко до наших дней», Московская государственная консерватория, доклад «И.С. Бах – один из величайших музыкальных живописцев»

2007 – Международный симпозиум «Мелос – Этос» на тему «Духовное и светское в музыке ХХ в.», Братислава. Доклад «Sacrum und Profanum in der Musik von Giya Kantscheli» (Духовное и светское в музыке Гии Канчели)

2007 – Международная конференция в честь 80-летия И. А. Барсовой, Москва. Доклад «Музыка. Слово. Безмолвие. Произведения Г. Канчели с участием голоса и хора»

2007 – Международная научная конференция «Категории русского языка и русского искусства в наследии и научно-общественной деятельности Ю.В. Келдыша» (к 100-летию со дня рождения ученого)», Москва. Доклад «Человеческий голос в музыке Гии Канчели».

2010 – «Баховские чтения – 2010», Концертный зал АХИ. Доклад «Празднество Александра»

2021 – Международная научно-практическая конференция «30 лет в парадигме новейшего времени: диалог традиций и школ». АХИ. Доклад «Особенности авторского курса истории музыки в Академии хорового искусства».

Публикации)

Монографии

1. Concertо grossо в творчестве Генделя. – М., «Музыка», 1980. 80 стр.

2. Песнопения: О музыке Гии Канчели. – М., «Сов. Композитор», 1991. 280 с.

3. Гия Канчели в диалогах с Натальей Зейфас. Москва, «Музыка», 2005. 587 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Иоганн Маттезон – основоположник современного музыкознания. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012. №3 (24). С. 14-17.

2. Песенный или концепционный? К вопросу о типе симфонизма в «Неоконченной» Шуберта. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012. №3 (24). С.25-28. 0,3 п.л.

3. Человеческий голос в музыке Гии Канчели. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012. №3 (24). С. 37-40.

4. «Опираясь на историческую память жанра. К проблеме анализа оратории Ф. Мендельсона «Павел». // Актуальные проблемы высшего музыкального образования». Нижний Новгород), 2014, №2 (32), с.15-18.

5. Драматургическая трактовка двойного исполнительского состава в «Страстях по Матфею» И.С. Баха. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2015, № 3 (37), с. 14-17.

6. Кузнецов, Г. А., Зейфас, Н. М. Образ Зигфрида как краеугольный камень тетралогии «Кольцо нибелунга» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования» – 2017 – № 1 (43). – С. 8 – 13. – 0,54 п.л., авторская доля 0,27 п.л.

7. Кузнецов, Г. А., Зейфас, Н. М. Последний римский трибун и первый Heldentenor в творчестве Вагнера // Актуальные проблемы высшего музыкального образования» – 2017 – № 2 (44). – С. 16-21 – 0,61 п.л., авторская доля 0,305 п.л.

8. Кузнецов Г.А., Зейфас Н.М. «Стрела, прошедшая мимо цели». Лоэнгрин в ряду вагнеровских теноров // Актуальные проблемы высшего музыкального образования» – 2017 – № 3 (45). – С. 16-21 – 0,55 п.л., авторская доля 0,275 п.л.

9. Кузнецов Г.А., Зейфас Н.М. Оперный не-симфонизм: трактовка лейтмотивов в «Кольце нибелунга». Часть 1: «Грандиозная идея» Вотана // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования»). Нижний Новгород, 2018. № 3(49), с. 11-18; авторская доля Н Зейфас 0,35 п.л.

10. Кузнецов Г.А., Зейфас Н.М. Оперный не-симфонизм: трактовка лейтмотивов в «Кольце нибелунга». Часть 2: Сила любви // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования»). Нижний Новгород, 2019. № 1(51), с. 41-53; авторская доля Н Зейфас 0,5 п.л.

11. Зейфас Н. М. Ушел не прощаясь. Светлой памяти Гии Канчели // «Музыкальная академия» 2019. № 4, с. 35 – 41, объем 0,5 п.л.

12. Зейфас Н. М., Ковалев А. Б, Гончарова С. А. «Симфонические танцы»: 80 лет спустя. Часть 1. Посвящение великому оркестру // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», Н. Новгород, 2020, №2 (56), с. 10 – 22. авторская доля 0,5 п.л.

13. К проблеме историзма в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Часть 1: Соперник и Судия // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», Н. Новгород, 2022. № 5 (67). С. 8–14. 0,5 п.л.

14. К проблеме историзма в опере Мусоргского «Борис Годунов». Ч. 2: Драма совести народа // «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», Н. Новгород, 2023. № 1 (68). С. 8–15. 0, 6 п.л.

Другие публикации

1. Место Concerti grossi op.6 в творчестве Генделя. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. Л., «Музыка», 1973. C.116-159.

2. Художник честный, принципиальный (Эстонский композитор Вельо Тормис). // «Сов. музыка». 1974. №10. С. 8-11.

3. Заметки об эстетике западноевропейского барокко. «Сов. музыка». 1975. №3. С. 99-106.

4. Concertо grossо в музыке барокко. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., «Сов. композитор», 1976. С. 379-406.

5. Павел Ривилис (Молдавия). // Композиторы союзных республик. Вып. 2. М,. «Сов. композитор», 1977. С. 35-82.

6. Симфонии Гии Канчели. // Композиторы союзных республик. Вып. 3. М,. «Сов. композитор», 1980. С.49-93.

7. Die Concerti grossi op.6 und ihre Stellung in Händels Gesamtwerk. // Händel-Jahrbuch, Jg.26. Lpz., VEB Deutscher Verlag für Musik, 1980. S. 2-58.

8. Маттезон и теория оркестровки. // История и современность. Л., «Сов. композитор», 1981. С. 33-55.

9. Dramma per musica и музыка для драмы. // «Сов. музыка». 1981. № 3, с. 91-103

10. На Телемановских торжествах. // «Сов. музыка». 1981 №8. С. 110-117.

11. Иоганн Маттезон. // «Сов. музыка». 1982. №2. С. 91-98.

12. Mattheson und Telemann: eine vergleichende Analyse ihrer ästhetischen Ansichten. // Die bedeutung G. Ph. Telemanns für die Entwicklung der europäischen Musikkultur im 18. Jh. Konferenzbericht: Magdeburg, 1981. Bd.2. – Magdeburg, 1983. S. 21-30.

13. Забытый «отец симфонии» (Дж. Б. Саммартини). // «Сов. музыка». 1985. №2. С. 91-95.

14. Опера как таковая. // «Театр». 1985. №8. С. 60-72.

15. Георг Фридрих Гендель: величие музыки, величие жизни. // «Муз. жизнь». 1985. № 8. С. 15-16

16. Иосиф Барданашвили (Грузия). // Композиторы союзных республик. Вып. 4. М,. «Сов. композитор», 1986. С.44-80.

17. Как пишут сегодня о зарубежной музыке ХХ в.? // «Сов. музыка». 1987. №5. С. 36-51.

18. Осень «Варшавской осени». // «Сов. музыка», 1988, №2, с. 119 – 131.

19. Высокая месса: история в современности. // «Сов. музыка». 1989, № 7. С. 52-59.

20. О музыке Гии Канчели. // «Муз. Жизнь», 1988, №11, с. 8-9.

21. Gija Kantschelis Oper «Musik fuer die Lebenden». // Sowietische Musik im Licht der Perestrojka. Landeshut, «Laaber-Verlag», 1990, S. 207-213.

22. Музыка в Театре имени Руставели. // Музыкальный театр: события, проблемы. М., «Музыка», 1990, с. 141-169.

23. Записки Дуньки из Европы. // «Сов. музыка», 1990, №1, с. 115 – 120

24. Beauty’s Attendant: On Gija Kancheli’s Music. // Musical Georgia, 1991, №1, p. 10-12.

25. Курт Блаукопф о культуре и конкуренции. // «Сов. Музыка», 1991, №1, с. 13-20

26. «Оплаканный ветром»: О новом произведении Гии Канчели. // «Сов. Музыка», 1991, №2, с. 14-19.

27. Симфония «Огненного ангела» (3 симфония Прокофьева) // «Сов. музыка», 1991, №4, с. 35-41.

28. «Старик с поразительной неистовой страстью к композиции» (к 250-летию со дня смерти А. Вивальди. // «Сов. Музыка», 1991, №11, с. 90-91.

29. Сэр Джордж Шолти и его оркестр. // «Муз. жизнь». 1991. №3. С. 1-3.

30. Моцарт и традиция музыкального барокко. // «Муз. академия», 1992, №2, с. 184-186.

31. Клаудио Аббадо – семнадцать лет спустя. // «Муз. академия». 1992. «2 С. 35-41

32. Духовное постоянство: Музыкальный мир Гии Канчели. // «Муз. академия», 1993, №1, с. 53-57.

33. «Третье дыхание» грузинской оперы? // Музыкальный театр: надежды и действительность. М., 1993, с. 158-187.

34. Гиви Орджоникидзе и творчество Гии Канчели в контексте движения грузинских «шестидесятников». – // Гиви Орджоникидзе. Музыковед – ученый, публицист, критик, писатель, общественный деятель. Составитель-редактор Нато Моисцрапишвили. Тбилиси, 1999. С. 254 –260.

35. В ожидании чуда. (О гастролях Мариинской оперы в Москве и проблемах постановочного решения современных и классических опер). – «Муз. академия», 1999, №1. С.80 – 96.

36. Некоторые особенности построения авторского курса истории музыки в Академии хорового искусства. – В сб.: Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной конференции 27-29 октября 1998 г. М., 2000. С. 118 – 126.

37. Клаудио Аббадо – еще 8 лет спустя (О Берлинском филармоническом оркестре, его главном дирижере и их гастролях в Москве). – «Муз. академия», 2000, № 1. С. 133 – 149.

38. Беседа с грузинским дирижером Дж. Кахидзе о проблемах музыкальной жизни современной Грузии и вкладе музыковеда Гиви Орджоникидзе в развитие музыкальной культуры. – Там же. С. 150 – 159.

39. Музыковедческое приношение. Ч. 1. «Страсти по Иоанну» (И. С. Баха). // «Муз. академия», 2000, № 4. С. 175 – 192.

40. Музыковедческое приношение. Ч. 2. «Страсти по Матфею». // «Муз. академия», 2001, № 4. С. 194 – 214.

41. Иоганн Маттезон (1681 – 1764) – музыковед-«полиисторик» на стыке эпох. // Вопросы музыкознания. Сборник научных трудов. Тбилиси, Гос. консерватория им. Вано Сараджишвили, 2001, с. 64 – 76. 0,7 п.л.

42. Фрагменты о фрагменте, или Маргиналии Кошки Муррки к «Неоконченной» Шуберта. // «Оркестр». Сб. статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., Гос. Консерватория, 2002. С. 159-179. 1,2 п.л.

43. Классика – в авангарде. Новая версия самой знаменитой биографии Баха. – НГ EX LIBRIS; 10. 10. 2002, с. 2 (0,2 п.л.)

44. Три заздравные песни на один cantus firmus. «Муз. академия», 2003, №1, с.50-52. 0,4 п.л.

45. Essay zu Giya Kancheli’s Musik // Die Kraft der Stille. Giya Kancheli in Basel. Programm. Basel, 2003, S. 24-41. 2 п.л.

46. Nationales, Individuelles und Menschliches in den Kompositionen Kancheli’s. Thesen des Vortrages. Idem, S. 16-18. 0,5 п.л.

47. Ю. А. Фортунатов и связь времен. // Ю. А. Фортунатов. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове. М., «Композитор», 2004, с. 301 – 305. 0,3 п.л.

48. «Динамическая статика» Гии Канчели. // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб, «Композитор», 2005, с. 350 – 368. 1 п.л.

49. Мелодия спектакля. Музыка Гии Канчели в Театре имени Руставели. «Театр и жизнь» (на грузинском языке), 2006. 0,3 п.л.

50. Sacrum und Profanum in der Musik von Gija Kantscheli. // Sacrum und Profanum in der Musik des 20. Jahrhunderts. 9. internationales Symposium im Rahmen des Festivals Melos-Ethos: Kongressbuch / Vedecký garant Prof. PhDr. Nadá Hrčková. Bratislava: Vydalo Hudobné centrum, 2008. S. 125-129

51. И. С. Бах – один из величайших музыкальных живописцев. // Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И, В. Вискова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 103 – 113

52. Части и целое. К проблеме художественного единства Мессы си минор И. С. Баха. // «Этот многообразный мир музыки»: Сб статей к 80-летию М. Г. Арановского. М., «Композитор», 2010, с. 276-289. 1 п.л.

53. Музыка. Слово. Безмолвие: Произведения Гии Канчели с участием голоса и хора. // Fioretti musicali : Материалы науч. конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. С 220 – 226. 0,5 п.л

54. «Музыка для живых» – рубежное сочинение Канчели. // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. Сборник статей. СПб, «Композитор», 2012, с. 79 – 96, 1,1 п.л. Тираж – 500 экз.

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

Наши Учителя: Ю.М. Уланов

Победа в конкурсе оперных певцов «Голоса над Волгой»

Исполняет Хор мальчиков Хорового училища

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×