Итоги программы «Фортепиано второй половины XX - XXI века: композиторские стилистики, трактовка инструмента» в рамках федерального проекта «Творческие люди»

Все новости
Опубликовано 22 апреля 2021 года

В Академии хорового искусства завершилась программа повышения квалификации «Фортепиано в музыке композиторов второй половины XX-XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики», проходившая в рамках работы Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

И лекторы, и слушатели отмечали важность и актуальность самой постановки проблематики. Ведь, по словам проректора по научной работе Московской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Константина Владимировича Зенкина, существует огромный разрыв между новой музыкой и академической системой обучения на фортепиано. Подобные мастер-курсы хоть в какой-то мере заполняют информационные и методические лакуны.

Автор идеи программы, первый проректор Академии хорового искусства, кандидат искусствоведения, профессор Ольга Альбертовна Красногорова подчеркнула, что «это первая программа Центра, рассчитанная на такой значительный объем — 72 аудиторных часа. Мы разделили ее на два компонента — фундаментальную теоретическую часть (лекции) и практическую (мастер-классы, интерактивные дискуссии). Программа не имеет аналогов в международной практике. Наши слушатели получили счастливую возможность стать свидетелями создания прямо на их глазах уникального научного труда целой плеяды авторитетных исследователей».

В ходе теоретической части слушатели имели возможность осмыслить проблемы: различных аспектов стилевых парадигм — постмодерна, метамодерна, «новой простоты», о чем шла речь в лекции доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Владимира Петровича Чинаева: «Я рад, если мой рассказ смог увлечь слушателей, вызвал желание найти ноты и самостоятельно погрузиться в новый для себя мир»; развития звуковых возможностей фортепиано (лекции доктора искусствоведения Марианны Сергеевны Высоцкой и Ольги Альбертовны Красногоровой); технологий поставангардной музыкальной композиции (лекции Владимира Петровича Чинаева и Константина Владимировича Зенкина); разнообразных функций фортепиано в ультрасовременных сочинениях (лекции докторов искусствоведения Татьяны Владимировны Цареградской и Светланы Витальевны Лавровой).

В практической части курсов огромный интерес представили мастер-классы профессора Высшей школы музыки Манхэттена Александра Мутузкина, который поделился своим опытом сотрудничества с такими композиторами, как Дж. Корильяно, Ф. Шёлер, кубинскими авторами. Во второй части его мастер-класса приняли участие студенты его класса из разных стран.

Проследить творческий процесс изнутри, заглянуть в лабораторию композиторской мысли слушатели имели возможность в мастер-классах профессора кафедры сочинения Московской консерватории Владимира Григорьевича Тарнопольского.

Программа стала своего рода площадкой для международного обмена педагогическим и исполнительским опытом. В мастер-классах Инны Асламас были представлены особенности преподавания и учебного репертуара в творческих учебных заведениях Чехии. Серия мастер-классов преподавателей кафедры фортепиано Академии хорового искусства: Михаила Юрьевича Сеновалова, Антона Александровича Игубнова — были направлены на раскрытие секретов исполнительского мастерства в работе над современным репертуаром. Ведущие педагоги кафедры — заведующая кафедрой, профессор Ирина Викторовна Черноусова, заслуженная артистка, профессор РФ Татьяна Николаевна Гапоненко, доцент Виктор Иванович Рябчиков поделились опытом организации и проведения международных и всероссийских фортепианных конкурсов. Учебно-педагогические проблемы пополнения учебного фортепианного репертуара произведениями современных авторов были озвучены на круглом столе ведущими педагогами предметно-цикловой комиссии фортепиано Хорового училища имени А.В. Свешникова.

«Хочется отметить, что программа, подготовленная Центром непрерывного образования Академии хорового искусства, дает многостороннее рассмотрение центральной проблемы, с лекциями и мастер-классами, которые я и сам с большим интересом посетил, — поделился впечатлениями один из спикеров, старший преподаватель Московской консерватории, кандидат искусствоведения Павел Шатский. — Выступили настоящие знатоки современной музыки! Еще один позитивный момент, который хотелось бы отметить — это очень удачно выстроенный процесс виртуального общения с аудиторией. Создавалось впечатление живого диалога со слушателями, что было очень приятно».

В чате шли отклики из регионов. «Выражаю от всех наших преподавателей и от себя лично огромную благодарность за ваши курсы! «Нам открыли новый мир!» Я таких воодушевлённых пианистов с горящими от восторга глазами давно не видела. Так как я и сама по образования дирижёр, то для меня Хоровая академия и имя Виктора Сергеевича Попова — это высочайший уровень, качество, преданность традициям и своему делу», — такую оценку дала коллега из Магнитогорской консерватории.

Будем надеяться, что заявленная в программе тема обязательно будет иметь свое продолжение!

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

10.03.2023

Награждение лауреатов «Созвучия» и Гала-концерт (28.03.2021)

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×