V Всероссийский музыкальный фестиваль «Рождённые Россией»

Все анонсы

Приветствие Художественного руководителя

С 11 по 13 июня пройдут концерты V Всероссийского музыкального фестиваля «Рождённые Россией». Свой первый юбилей фестиваль, организованный Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при содействии Российского музыкального союза и Фонда развития творческих инициатив, отмечает масштабной программой, представляя в Большом зале консерватории оркестры и хоровые коллективы из разных регионов России.

«День России – это один из важнейших государственных праздников, получивший импульс от даты принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года, а ныне этот день ассоциируется с национальным возрождением нашей страны, в котором важнейшее место занимает отечественная музыкальная культура и образование, являющиеся основой патриотического воспитания»_, – прокомментировал необходимость ежегодного проведения фестиваля ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов.

«Название фестиваля «Рожденные Россией» – подразумевает самый широкий круг персоналий и тем, которые могут быть интегрированы в концертные программы; это не только люди, имеющие гражданство по паспорту, но и, к примеру, музыканты из любого уголка мира, получившие образование и профессиональное «рождение» в нашей стране, имеющие в своём репертуаре сочинения российских композиторов различных эпох, включая премьеры современных авторов», – систематизировал универсальность патриотической направленности фестиваля его художественный руководитель, профессор Александр Соловьёв.

11 июня выступят Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина и Академический хор Белгородской государственной филармонии под управлением Елены Алексеевой.

Центральной частью программы станет крупнейший шедевр русской музыки ХIХ века, кантата «Stabat Mater» (солистка – лауреат международных конкурсов меццо-сопрано Оксана Никитина, Белгород) – возрождённое произведение знаменитого хорового педагога и общественного деятеля Гавриила Ломакина, уроженца Белгородской области. При жизни Ломакина кантата исполнялась всего один раз. Музыканты Белгородской филармонии провели большую работу по проверке и корректировке нотного материала рукописи. Премьера восстановленной партитуры кантаты Г. Ломакина «Stabat Mater» состоялась в Белгородской государственной филармонии в 2018 году, в 2019 году сочинение было представлено в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. А в 2021 году в рамках проекта «Новоявление музыкальных шедевров прошлого», который был реализован при поддержке Министерства культуры РФ, белгородские музыканты познакомили с кантатой жителей Центральной России. Концерты состоялись в Рязани, Туле, Владимире, Иваново, Костроме, Твери, Калуге, Брянске, Липецке, Воронеже, Ельце и Белгородской области. Также в Большом зале консерватории прозвучат сочинения П.И. Чайковского – «Торжественная увертюра 1812 год», Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35. Солист – лауреат международных конкурсов Гайк Казазян (скрипка).

12 июня, День России, будет отмечен просветительским проектом Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза «Хормейстеры XXI века». Отмечая Год народного искусства и культурного наследия, свое мастерство покажут Народные хоры РАМ имени Гнесиных (руководитель – Светлана Игнатьева), МГИМ имени Шнитке (руководитель – Александр Василенко), Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых (руководитель – Светлана Сухова). Автор проекта – заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения, профессор РАМ имени Гнесиных Марина Медведева. В программе прозвучат примеры освоения фольклора современными авторами –сочинения Валерия Калистратова, Николая Кутузова, Инны Мешко, обработки народных песен Владимира Горячих; представлено песенное творчество русского севера, белгородчины, мордовские и удмурдские народные песни финно-угорской группы народов России.

13 июня – московская премьера проекта «Великое посольство Петра Первого». Показ приурочен к 350-летию со дня рождения царя Петра Алексеевича Романова – одного из величайших россиян, могучей исторической личности.

Авторы дали жанровый подзаголовок «ода», что означает торжественная, хвалебная песнь, вызывающая чувства благоговения и гордости. И это отражает суть отношения потомков к великому императору российскому, человеку-исполину, чьи деяния по сей день впечатляют размахом, провидческим чутьем, определившим пути развития нашего отечества на несколько веков.

«Для современного мира и российского общества необходимы определённые координаты, навигация в морально и духовном аспектах, ориентиры, понятные подрастающему и новому поколению, а для гражданского общества более старшего возраста и их сложившегося мировоззрения необходимы “артефакты”, подтверждающие основы их веры в созидаемое. Образ великой, героический личности в позитивном преломлении всегда вдохновляет. Мы рассматриваем великое посольство Петра Первого как миссию реформатора, дипломата, человека-героя и героя-человека», – подчеркнул актер, режиссер, автор сценария Петр Татарицкий.

В основу сценария легли исторические хроники от Ключевского до Соловьева, а так же русская поэзия, в первую очередь, Пушкина (знаменитый «Медный всадник»), Вяземского и Набокова. Колорит петровской эпохи означат популярные канты петровских времен и стилизованные миниатюры известного российского композитора Ростислава Бойко. Фрагменты редко исполняемой Кантаты П.И. Чайковского «В память 200-летия рождения Петра Великого» станут духовной опорой в развитии сюжета. Прозвучит ряд премьер: фрагменты музыкальной саги известных современных авторов, композитора Лоры Квинт и поэта, драматурга Николая Денисова «Русский бал на четыре столетия», хоровая композиция Петра Корягина, специально написанная автором для проекта, «Русский концерт» для органа и оркестра Анжелики Комиссаренко.

Наряду с произведениями указанных авторов прозвучат сочинения Николая Римского-Корсакова, Микаэла Таривердиева, фрагменты из балета «Медный всадник» Глиэра. А девичий чистый глас в вокализе «Любовь святая» Георгия Свиридова как бы «опоет» момент ухода, завершения земного пути Петра Первого, чья нетленная жизнь продолжается в новых и новых поколениях россиян. «Тень» его будет как бы «витать» в сценическом пространстве и благодаря музыкальным произведениям, и драматическому слову, которые усилит видеопроекции известных изображений Петра Первого и картин его эпохи. «Невозможно отразить все события и заслуги Петра Первого, столь насыщен был каждый день его жизни. Задача музыкально-драматического действа – дать психологический портрет героя, воссоздав его масштабные образ через отдельные эпизоды его биографии», – говорит арт-директор проекта, органистка Евгения Кривицкая.

К участию в премьере приглашены Калининградский областной оркестр русских народных инструментов под управлением главного дирижера Антона Жукова, Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (руководитель – Александр Соловьёв), солисты-вокалисты Дмитрий Хромов, Родион Васенькин, Мария Челмакина, концертмейстер оркестра Большого театра России Людмила Херсонская (скрипка). Высокий строй происходящего на сцене подчеркнет звучание органа как инструмента, впитавшего себя символику западного мира, но ставшего неотъемлемой частью русской культуры. Таков диалог эпох и культур в музыкальном слиянии сочинений далекого прошлого и современных авторов.

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×