В Академии хорового искусства отметили юбилей Микаэла Таривердиева

Все новости
Опубликовано 26 октября 2021 года

25 октября 2021 года в Академии хорового искусства имени В.С. Попова состоялась научно-практическая конференция «Творчество Микаэла Таривердиева в контексте тенденций искусства XX – XXI века». Она получила статус общественно-значимого мероприятия в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Академии хорового искусства имени В.С. Попова в 2021 году.

Всего в научно-практической конференции приняли участие 60 слушателей — обучающиеся шести программ повышения квалификации 2021 года из 22 регионов — из Белгородской, Смоленской, Владимирской, Ярославской, Рязанской, Новосибирской, Ростовской, Орловской, Псковской, Оренбургской, Мурманской, Челябинской, Иркутской областей, из Москвы, Санкт-Петербурга, Республик Крым, Чувашии, Татарстана, Бурятии, Коми и Камчатского края.

О том, как отмечается 90-летие композитора, подробно рассказала Вера Таривердиева — супруга, хранитель наследия юбиляра. Концерты, фестивали сейчас проходят по всей России — и это очень ценно, так как доказывает значимость музыки Таривердиева для музыкантов и публики.

Приветствуя слушателей конференции, и.о. ректора, профессор Александр Соловьёв рассказал об опыте хоровых аранжировок песен и романсов М. Таривердиева. Говоря о фактурном и мелодическом богатстве оригинала, он привел интересную цитату из автобиографической книги «Я просто живу», где композитор рассказывает о своем детстве в Тбилиси, о хоровом многоголосие, которым славились грузинские вокальные ансамбли. Она наглядно проиллюстрировала тезис о том, что «впечатления детства часто формируют многие особенности будущего стиля художника».

Большая часть сочинений Таривердиева действительно адресованы голосу: оперы, камерные вокальные произведения, монологи… О цикле «Акварели», об исполнительских нюансах и подходах в интерпретации монооперы «Ожидание» говорила доцент кафедры сольного пения АХИ Т. Байкова. А Светлана Оссовская, заслуженная артистка РФ, профессор кафедры сольного пения АХИ сфокусировала внимание на стилевых особенностях вокальной лирики Таривердиева на стихи современных поэтов.

Активное участие в конференции приняли музыковеды Московской консерватории. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки МГК Ярослава Кабалевская выбрала ракурс, связанный с поэзией Шекспира в академических жанрах и киномузыке Таривердиева. Голос самого композитора, исполняющего сонет №102 («Люблю! Но реже говорю…»), создал очень уместный эффект его присутствия в зале.

Модератор конференции, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки МГК Евгения Кривицкая обратилась к важной линии в творчестве юбиляра — органной музыке, представив ее в преломлении таких его киноработ, как культовые картины «Семнадцать мгновений весны» и «Старомодная комедия».

Мысль о диалоге с Бахом была продолжена в выступлении лауреата международного конкурса имени П.И. Чайковского Дмитрия Онищенко. Свои интересные гипотезы об аллюзиях на барочные цитаты и старинные жанры известный пианист подкреплял музыкальными иллюстрациями, демонстрируя виртуозное знание предмета. «Эта творческая акция стала праздником музыки, праздником единомышленников, замечательной встречей музыкантов, которые поделились каждый своим опытом, видением, отношением к музыке, зачастую знакомой с детства, а где-то и напротив, открывшейся неожиданно и ярко с ранее неведомых сторон. Для меня этот день прошёл одной большой волной, включившей в себя разные форматы творчества от научного доклада до музыкальной импровизации, но, тем не менее, волной единой и выносящей в какое-то новое пространство новое понимание и осмысление», — поделился потом своими ощущениями Дмитрий Онищенко.

Завершила научную дискуссию первый проректор АХИ, кандидат искусствоведения, профессор Ольга Красногорова, рассмотревшая фортепианное наследие Таривердиева сквозь призму метамодерна и направления «новой искренности».

«Впервые творчество Микаэла Таривердиева стало предметом научной музыковедческой дискуссии. Сегодня создан прецедент», — резюмировала итог конференции Вера Таривердиева.

Последовавший затем концерт стал живой иллюстрацией научной дискуссии. Программа началась с величественных звуков органа: Евгения Кривицкая сыграла пьесу «Домский собор» (саундтрек из кинофильма «Старомодная комедия»). «Вальс» из балета «Девушка и Смерть» в органной транскрипции стал основой мелодекламации в исполнении ведущего вечера, лауреата Премии Москвы Петра Татарицкого, прочитавшего великий текст «Завещания» Н. Гоголя. «О, будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка!». И эти строки срезонировали с дальнейшей частью концерта, где великолепно показали себя аспиранты вокального отделения Академии хорового искусства. Публика горячо приняла цикл «Акварели» в исполнении сопрано Анастасии Поповой, фрагменты из монооперы «Ожидание», экспрессивно спетые сопрано Оксаной Кузнецовой. Великолепным партнером в этих номерах стала пианистка Елена Коровина. На высоком эмоциональном градусе прозвучал романс «Мой милый, что тебе я сделала?» в интерпретации сопрано Эльнары Карахановой и пианиста Николая Миненкова. Моноспектаклем стал цикл на стихи В. Маяковского, в котором баритон Кирилл Волков не только выразительно спел, но и сыграл каждую фразу и каждый музыкальный образ в ансамбле с пианисткой Марией Оселковой.

Тонко и одухотворенно звучал рояль у Ольги Красногоровой, выбравшей две хоральные прелюдии Таривердиева. Дмитрий Онищенко произвел впечатление своим искусством импровизации, эффектно соединив и развив темы из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Завершило вечер выступление Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва: две хоровые аранжировки Алексея Лёвина песен «В разведке» и «Маленький принц» Таривердиева стали апофеозом этой яркой, нетривиальной программы.

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

Смешанный хор Училища

Концерт Женского хора «TianKong», 04.10.2016

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×