Рождественский концерт ПЦК фортепиано Хорового училища им. А.В. Свешникова
Концертный зал Академии |
«Ёлочные игрушки»
Концертный зал Академии |
Гала-концерт «Московской зимней недели музыки»
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
пианистка, педагог, кандидат искусствоведения
Первый проректор — проректор по учебно-воспитательной работе и развитию Академии хорового искусства имени В.С. Попова, заведующая кафедрой фортепиано Академии. Заведует кафедрой инструментального исполнительства Института современного искусства.
Окончила Нижегородскую консерваторию по классу специального фортепиано по классу профессора Виноградовой О.С. (ученицы К.Н. Игумнова). В качестве соискателя ученой степени кандидата искусствоведения стажировалась на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. До 2019 работала заведующей кафедрой, проректором по развитию Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки, с 2015 года в должности профессора. Выпускники по классу фортепиано работают в России, США, Германии, Китае.
Автор идеи и художественный руководитель международного культурного форума «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт» в рамках Года Германии в России (2021). Автор концепции и руководитель программы повышения квалификации «Фортепиано второй половины ХХ – XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики» (2022, 2021), реализуемой в рамках Центра непрерывного образования и повышения квалификации Академии хорового искусства имени В.С. Попова по национальному проекту «Культура» для творческих и управленческих кадров. Автор и руководитель программы повышения квалификации для концертмейстеров и педагогов «Искусство аккомпанемента и коучинг в оперном классе» (2022). Художественный руководитель и председатель жюри по профилю «концертмейстерское искусство» и предмету «фортепиано» Всероссийской творческой олимпиады «Созвучие» для учащихся музыкальных училищ и колледжей.
Руководила организацией крупных творческих проектов (в том числе, Всероссийских форумов «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ», 2014, 2017; Международной музыкальной олимпиадой по предмету «музыкальная педагогика и исполнительство» (фортепиано, деревянные духовые инструменты – 2016-2018), реализацией программ дополнительного образования и повышения квалификации педагогов музыкальных учебных заведений Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2012–2018), развитием международной деятельности, открытием новых образовательных программ и их аккредитацией, контролем эффективности показателей деятельности. Руководила разработкой и внедрением совместной образовательной программы в университете г. Чанша (Китай), разработанной с целью повышения качества подготовки преподавателей фортепиано. С 2007 года работала федеральным экспертом Рособрнадзора по оценке содержания и качества образования, показателей деятельности консерваторий и творческих вузов России. Награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2007).
Принимала участие в международных научных конференциях: «В свете А.Н. Скрябина» (Московская консерватория имени П.И. Чайковского, 2022); X Европейский Конгресс по музыкальному анализу (EuroMAC10, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, выступление с докладом и со-руководство секцией исполнительского искусства, 2021); Культурный форум «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт» (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, выступление с докладом и художественный руководитель 2021); «Сто лет новой музыки» (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, выступление с докладом и член оргкомитета, 2021); «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (Государственный институт искусствознания, Москва, 2020); «Цифровая культура: Новая музыка в поисках “ауры”» (Re: music.online. Санкт-Петербург, 2020); «Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании, британская музыка в России» (Государственный институт искусствознания, Россия; университет Центрального Ланкашира, Великобритания, 2019), «Новые технологии в искусстве» (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, 2019), «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи» (Российская академия музыки имени Гнесиных, 2020); «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ» (ННГК им. М.И. Глинки, 2017, 2014), «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» (ННГК им. М.И. Глинки, 2016) и других. Участвовала в работе оргкомитета международной научной конференции «От модерна к футуризму: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация» (Московская консерватория имени П.И. Чайковского, 2018).
Автор научных статей и публикаций по исследованию фортепианной музыки второй половины ХХ – XXI века, истории фортепианного искусства, проблемам современного образования. Автор учебных пособий: «Концепции внедрения фортепианной музыки второй половины ХХ – XXI века в исполнительский и педагогический репертуар» (Москва, 2022), «History of performing art» (Москва, 2022), «Фортепианная музыка композиторов Горького – Нижнего Новгорода» (Нижний Новгород, 2007), «Теория и история исполнительского искусства (фортепиано)» (Москва, 2020). Главный редактор сборника статей «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ» (Нижний Новгород, 2015). Автор исполнительской редакции и предисловия к изданию «Аркадий Нестеров. Три поэмы для фортепиано» (Нижний Новгород, 2018).
Выступала в концертах «Пространство Стравинского» к 140-летию со дня рождения композитора (Малый зал Московской консерватории имени П.И. Чайковского, Концертный зал Российского института искусствознания, Санкт-Петербург, 2022), «От модерна к футуризму: русский аспект» (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2018). Организовала и выступала в концертах: «К 300-летию Хорошо темперированного клавира И.С. Баха» (Концертный зал Н.Я. Мясковского Московской консерватории, 2022), «Формы в пространстве» в рамках Всероссийской творческой акции «Ночь музеев» (Музей С.С. Прокофьева, 2022) «Полифония рояля» (Академия хорового искусства имени В.С, Попова, 2022), «Танцующий Арлекин» (Московская консерватория имени П.И. Чайковского, 2020), «Ностальгия по Зодиаку» (Москва, 2020), «Musika Incognita» (Нижегородская консерватория имени М.И. Глинки, 2018) и др. В качестве заведующей кафедрой фортепиано Академии организовала концерты «Голос и рояль» (Академия хорового искусства имени В.С. Попова, 2022), «В созвучии рояля» к 30-летию кафедры фортепиано Академии хорового искусства имени В.С. Попова (2021), Концерт фортепианной музыки студентов класса (Академия хорового искусства имени В.С. Попова, 2022). Участвовала в международных фестивалях Памяти Николая Петрова» (2016), «Дню Победы посвящается…» (2017) и др. Организатор и руководитель Первого Всероссийского фестиваля исполнительского и педагогического мастерства в рамках форума (2014), фестиваля «Щедрин-марафон» (2017, Нижний Новгород).
Окончила курсы повышения квалификации по программе «Эффективный менеджмент» (2017), программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере культуры и искусства» (2020).
Избранные научные труды
1. Красногорова О.А. Метафора и метонимия как составляющие музыкального восприятия (по материалам исследований второй половины XX — XXI века). Художественная культура. № 4 (43). 2022. С. 374–395.
2. Красногорова О.А. , Рябчиков В.И. Импровизационная интерпретация и ее аспекты в органно-клавирном и фортепианном искусстве. Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика. №4 (5). 2022. С. 37–50.
3. Красногорова О.А. Фортепианная музыка Брайана Фернихоу: пределы интерпретации. Временник Зубовского института. №2 (37). 2022. С. 131 – 147.
4. Красногорова О.А. Триада «концепция — текст — интерпретация» в фортепианной музыке второй половины ХХ – XXI веков». Дом Бурганова. Пространство культуры. 1. 2022. С. 92–100.
5. Красногорова О.А. Аффект и поэтика меланхолии в фортепианных сочинениях Джорджа Бенджамина: амбивалентность, трансформации, синтез. Музыкальная академия №4 (776). 2021. С. 59-66.
6. Красногорова О.А. Метаинтерпретация в новейшей фортепианной музыке: аналитические подходы к исследованию. Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу: Тезисы докладов. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2021. – С. 466-468.
7. Krasnogorova O. To the problem of comprehending the evolution of Russian piano schools / Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика №1 (1). 2021. С.38 – 47.
8. Красногорова О.А. Фортепиано и «механизмы» в сочинении Х. Бёртуисла «Нarrison’s clocks» // Сб. по материалам международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи». Москва, 2020. С. 454-466.
9. Красногорова О.А. «Два крыла, разделенных безмолвием: ностальгические метафоры будущего в фортепианных сочинениях Т. Адеса 1990-х годов» // Вестник Академии Русского балета №4. 2020.
10. Красногорова О.А. Звучание «золотого века»: английское вёрджинальное искусство и проблемы исполнения» // «Художественное образование и наука» №3, 2020.
11. Красногорова О.А. В «лабиринтах» композиционных действий: от звукового воплощения к метаинтерпретации (к проблеме исполнения фортепианных сочинений британских композиторов второй половины ХХ – XXI веков) // Сборник по итогам конференции Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России. 2020.
12. Krasnogorova O. Problems of Performance the O. Messiaen Cycle «Vingt Regards Sur L’Enfant-Jesus» for Piano. «Proceedings of the International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. Advances in Social Science, Education and Humanities Research» Atlantis Press (Paris, France). 2020.
13. Красногорова О.А. О Всероссийском совещании руководителей учреждений культуры и искусства в контексте задач развития музыкального образования // Музыкальное образования и наука. №1 (6). 2017.
14. Красногорова О.А. О системе подготовки обучающихся к международной олимпиаде по предмету «Музыкальная педагогика и исполнительство» (фортепиано) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №4 (42). Нижний Новгород, 2016.
15. Красногорова О.А. Preambula или Музыкальный форум в Нижнем Новгороде / В сб. «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ». Нижний Новгород. Изд-во Нижегородской консерватории. 2015. С. 8 – 10.
16. Красногорова О.А. Фортепианная педагогика: история и современность / В сб. «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ». Нижний Новгород. Изд-во Нижегородской консерватории. 2015. С. 142 – 157.
17. Красногорова О.А. Вопросы исполнения фортепианных сочинений А.А. Нестерова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №4 (34). 2014.
18. Красногорова О.А. Традиции музыкальной классики ХХ века в фортепианных произведениях нижегородских композиторов // В сб. научных трудов Московской консерватории имени П.И. Чайковского «Звучащая жизнь музыкальной классики ХХ века». Москва, 2006.
Учебные пособия:
1. Красногорова О.А. Концепции внедрения фортепианной музыки второй половины ХХ – XXI века в исполнительский и педагогический репертуар. Учебное пособие. Москва, 2022. 96 с.
2. Krasnogorova O. History of piano performing art. Moscow, 2022. 63 p.
3. Красногорова О.А. Фортепианная музыка композиторов Горького — Нижнего Новгорода ХХ века. Учебное пособие. Москва, 2021. 153 с.
4. Красногорова О.А. Теория и история исполнительского искусства (фортепиано). Учебное пособие. Москва, 2020. 52 с.
Доклады:
1. Магия «воображаемых контрапунктов»: традиции фортепианной фактуры А.Н. Скрябина в музыке новейшего времени». Научные чтения. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Москва, 2022.
2. Фортепиано как партнер в истории и новейшей музыке. Программа повышения квалификации «Искусство аккомпанемента и коучинг в оперном классе». Академия хорового искусства имени В.С. Попова. Москва, 2022.
3. Фортепиано М. Таривердиева в контексте «новой искренности». Микаэл Таривердиев и его творчество в контексте тенднций искусства ХХ–XXI века. Москва. Научно-практическая конференция. Академия хорового искусства имени В.C. Попова. Москва, 2021.
4. Система Виктора Сергеевича Попова как прогрессивная модель развития музыкального образования в России. Международная научно-практическая конференция «30 лет в парадигме новейшего времени: диалог традиций и школ». Академия хорового искусства имени В.С. Попова. Москва, 2021.
5. Идеи виртуальной реальности в фортепианной музыке второй половины ХХ – XXI века. Международная научно-практическая конференция «Новые технологии в искусстве». Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. Санкт – Петербург, 2021.
6. Метаинтерпретация в новейшей фортепианной музыке: аналитические подходы к исследованию. X Европейский Конгресс по музыкальному анализу (EuroMAC10). Москва, 2021.
7. Сверхфортепиано Хельмута Лахенманна: аффекты и аспекты акустической реальности. Культурный форум «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века». Москва, 2021.
8. Жестокая красота преображённых мгновений: поэтика фортепианных сочинений Джорджа Бенджамина. Круглый стол на тему «Меланхолия в музыкальном искусстве: эмоция, топос, аффект». Научно-практическая конференция «Сто лет новой музыки». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Москва, 2021.
9. Фортепиано в музыке композиторов второй половины ХХ – XXI века. Программа Центра непрерывного образования и повышения квалификации Академии хорового искусства имени В.С. Попова «Фортепиано в музыке композиторов второй половины XX – XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики» в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура». Москва, 2021.
10. Фортепианное творчество британских композиторов второй половины ХХ – XXI века: Томас Адес, Харрисон Бёртуисл, Джордж Бенджамин. Программа Центра непрерывного образования и повышения квалификации Академии хорового искусства имени В.С. Попова «Фортепиано в музыке композиторов второй половины XX-XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики» в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура». Москва, 2021.
11. Фортепиано и «механизмы» в сочинении “Harisson’s Clocks” Х. Бёртуисла. Международная научная конференция «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи». Москва, 2020.
12. Отражение “звуковых витражей”: к проблеме исполнения цикла “Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса” О. Мессиана. Международная научная конференция «Искусствознание: наука, опыт, просвещение». Москва, 2020.
13. Фортепианные сочинения британского композитора Томаса Адеса 1990-х годов. Конференция и круглый стол в рамках VII Санкт-Петербургского фестиваля новой музыки «Цифровая культура: Новая музыка в поисках “ауры”». Re: music.online. Санкт-Петербург, 2020.
14. Фортепиано Хельмута Лахенманна в пространстве звуковых открытий композитора. IV Конгресс «Новые технологии в искусстве». Санкт-Петербург, 2019.
15. Inter-crossings in labyrinths of compositional actions: from sound incarnation to meta-interpretation (to the problem of performance of piano works by British composers of the second half of the XX-XXI centuries). Russian-british intercultural dialogue. University of Central Lancashire. UK, 2019.
16. Пересечения в лабиринтах композиционных действий: от звуковой инкарнации к метаинтерпретации (к проблеме исполнения фортепианных сочинений британских и российских композиторов второй половины ХХ – XXI веков). Международная научная конференция «Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России». Москва, 2019.
17. Фортепианные сочинения А.А. Нестерова в контексте творчества композитора. Научная конференция в рамках фестиваля «Аркадий Нестеров и нижегородская композиторская школа» к 100-летию композитора. Нижний Новгород, 2018.
18. Русские фортепианные школы: история становления, выдающиеся представители. Jishou University. КНР, Цзишоу, 2018.
19. Проблемы исполнения клавирных сочинений И.С. Баха. КНР, Чанчунь, 2018.
20. Исполнительские и педагогические традиции русских фортепианных школ: ретроспективный взгляд. Hunan Normal University. КНР, Чанша, 2017.
21. Традиции К.Н. Игумнова в исполнительстве, педагогике и научной деятельности профессора Нижегородской консерватории О.С. Виноградовой. Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории». Нижний Новгород, 2016 г.
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!