Завершилось обучение по программе «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»

Все новости
Опубликовано 9 апреля 2025 года

С 31 марта по 09 апреля 2025 года Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры организовано обучение по дополнительной профессиональной программе.

В своем вступительном слове на открытии программы первый проректор – проректор по учебно-воспитательной работе и развитию Академии, кандидат искусствоведения, профессор О.А. Красногорова отметила: «Деятельность Центра непрерывного образования, которую мы осуществляем уже пятый год, не имеет аналогов в мире. Подобная деятельность в этом году в соответствии с государственной программой «Развитие культуры» реализуется в нескольких вузах Российской Федерации. В Академии хорового искусства имени В.С. Попова интенсивно на протяжении всего года по разным специальностям, а главное, в соответствии с нашими уникальными программами получают повышение квалификации сотни слушателей из многих регионов России. Особенным интересом отличается программа «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин», слушателями которой вам довелось стать. Встроенное и объемное изучение музыкально-теоретических дисциплин на пути всего своего профессионального становления позволяет нашим воспитанникам становиться настоящими музыкантами».

Вступительная лекция заведующего кафедрой истории и теории музыки, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ М.В. Цукановой «Общие организационные основы и методические принципы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Хоровом училище имени А.В. Свешникова: традиции и инновации» была посвящена роли музыкально-теоретических дисциплин в системе музыкального образования в целом, их целям и задачам, связям теоретических предметов с художественным воспитанием и исполнительским становлением учащихся. Лекция представила широкий взгляд на наши достижения и была иллюстрирована важными фрагментами юбилейных мероприятий и концертов.

Методические достижения были показаны в связи с контрактом с издательством «Музыка» на публикацию двадцати трех ранее изданных учебных и учебно-методических пособий кафедры истории и теории музыки в Электронной библиотечной системе «E-MUSICA».
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих преподавание музыкально-теоретических дисциплин на всех уровнях преподавания. Состоялось обучение музыковедов-сольфеджистов, теоретиков и историков — преподавателей школ (ДШИ, ДМШ), музыкальных колледжей и вузов. Программа содержала несколько модулей: «Основы преподавания музыкально-теоретических дисциплин на предпрофессиональном этапе музыкального образования», «Инновационные подходы к преподаванию музыкально-теоретических дисциплин в среднем профессиональном образовании» и «Специфика обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в условиях инклюзивного образования».

Несколько новых актуальных тем были введены в программу этого года, и они были встречены со значительным энтузиазмом. Назовем лекцию доктора искусствоведения, профессора Н.М. Зейфас «Бонусная программа по истории музыки как средство повышения творческой и научной активности студентов», лекцию с элементами интерактивной дискуссии соратницы В.С. Попова доцента кафедры истории и теории музыки, заслуженного деятеля искусств РФ О.П. Цукановой «Слуховой анализ в курсе сольфеджио на разных уровнях профессионального образования», лекцию М.В. Цукановой «Живая традиция школы А.Н. Мясоедова: курс гармонии О.П. Цукановой в Хоровом училище имени А.В. Свешникова», лекцию-презентацию кандидата искусствоведения, преподавателя СПО предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин Хорового училища имени А.В. Свешникова М.В. Бойковой-Ковач «Система музыкального образования в Венгрии. Метод З. Кодая в преподавании музыкально-теоретических дисциплин».

Формы проведения мероприятий включали: лекции с презентациями-powerpoint, видео-, аудио-иллюстрациями, а также с элементами интерактивной дискуссии, мастер-классы и открытые уроки разных предметов и уровней обучения, методические экскурсы по авторским учебным пособиям, а также круглый стол. Завершающим этапом программы стала аттестация. Она проходила как анализ присланных слушателями видео-презентаций и письменных рефератов. Ее завершением был устный итоговый блиц-опрос о результатах деятельности слушателей программы, насущных современных проблемах и полезности программы для дальнейшей профессиональной деятельности реципиентов.
Слушатели высоко оценили направленность программы на рассмотрение темы «Инновационные и традиционные составляющие процесса обучения», специализацию на конкретных видах профессиональной деятельности, отметили многоплановость и глубину содержания всех мероприятий, научность, практическую целесообразность и обеспеченность высококвалифицированными специалистами, человеческую щедрость и внимание к участникам.

Неизменно в течении всех лет работы Центра особые положительные отклики слушателей вызывает актуальность тематики программы, особенно, в разделе начального курса преподавания сольфеджио, в частности, мастер-классы Л.Р. Тухмановой, авторский курс музыкальной литературы Л.Л. Фишкиной вкупе с видео-презентацией сценической постановки авторской сказки «Новый год в семье Октавы». Восторженными откликами сопровождался модуль «Специфика обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в условиях инклюзивного образования», который показал не только важные методические принципы и авторские педагогические разработки А.В. Богаченко. Живым интересом сопроводили мастер-класс члена Союза композиторов России, преподавателя Е.Д. Белоножко «Модульные творческие задания на занятиях композицией и других теоретических предметах».

География участников программы 2025 года очень обширная — 71 слушатель из 25 регионов РФ. Неизменно после каждого мероприятия в адрес очередного выступающего поступали горячие благодарственные отзывы от слушателей всех уровней образования. Педагоги, участвовавшие в этом году в программе, не только заслуженные теоретики, проработавшие в Хоровом училище имени А.В. Свешникова более тридцати лет — О.П. Цуканова, Н.Б. Сербул, М.В. Цуканова, Л.Р. Тухманова, Н.М. Зейфас, Л.Л. Фишкина, но и коллеги, пришедшие на работу в Академию в разные годы, — Ю.К. Захаров, А.Б. Ковалев, Е.Е. Музылёва, А.Е. Максимова, А.В. Богаченко, Е.Д. Белоножко, М.В. Бойкова-Ковач, — вызвали у слушателей программы искреннее желание дальнейшего изучения нашего уникального опыта и побудили повышать свое профессиональное мастерство.

Участники программы единодушно отметили не только профессионализм, но также особую чуткость, терпение и безотказность сотрудников Центра непрерывного образования и повышения квалификации. Руководитель Центра Татьяна Борисовна Суханова и специалисты по учебной работе Роман Александрович Барабанов и Александр Юрьевич Ермачек проявили блестящие организаторские и личностные качества, обеспечили бесперебойную коммуникацию со слушателями различных учебных заведений из двадцати пяти субъектов России.

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

Наша история: 1940−1960-е

Первый тур (второй день) V Московского конкурса хоровых дирижеров имени В.С. Попова

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×