Концерт вокальной музыки. Класс проф. Любови Шарниной
Большой зал Академии |
«Музыкальное путешествие». Класс проф. Светланы Оссовской
Большой зал Академии |
«Наталия Никулина приглашает». Вокальный концерт
Большой зал Академии |
Гала-концерт к 90-летию со дня рождения Виктора Сергеевича Попова
Большой зал Московской консерватории |
«Виктор Попов и его время». В честь 90‑летия В.С. Попова
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Концерт органного класса «Немецкая и французская музыка XVII — XX столетий»
Большой зал Академии |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
Родился 3 февраля 1968 года в городе Касимове Рязанской области.
1985−1990 Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории (историко-теоретическое отделение).
1990−1995 Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского теоретическое отделение теоретико-композиторского факультета. Дипломная работа на тему «О субъективности осмысления музыки (на пути от текста к смыслу)».
1995−1998 аспирантура в Московской государственной консерватории.
1994-2022 Академия хорового искусства, концертмейстер.
с 2000 Там же, преподаватель. Дисциплина: анализ музыкальных произведений.
с 2002 Там же, штатный преподаватель кафедры истории и теории музыки Дисциплины: анализ муз. произведений, сольфеджио.
с 2005 Там же, доцент. Дисциплины: музыкальная форма, гармония, а также сольфеджио до 2013 г.
с 2016 Академия хорового искусства имени В.С. Попова, профессор кафедры истории и теории музыки. Дисциплины: музыкальная форма, гармония, полифония (2016-2018), история современной музыки (с 2023).
2000−2005 Православный Свято-Тихоновский богословский институт (с 2004 – университет), преподаватель. Дисциплина: анализ музыкальных произведений и основы полифонии.
1999 Защита кандидатской диссертации на тему «Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты» (Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского)
2017 Защита докторской диссертации на тему «Мелодия в контексте интонационного и линеарно-гармонического развёртывания лада» (Нижегородская гос. консерватория имени М.И. Глинки)
Выступления на конференциях:
1998 Выступление на конференции «Слово и музыка» памяти А.В. Михайлова (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского) с докладом на тему «Истолкование музыки в слове»
2008 Выступление на Всероссийском научном симпозиуме «Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX-XXI вв.» с докладом «Поздние вокальные циклы Р. Шумана (к проблеме музыкального воплощения темы жизни и смерти)»
2012 Стендовый доклад «Интонация в додекафонной музыке (на примере песен А. Веберна ор. 23 и 25)», представленный в рамках конференции «Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского)
2014 Выступление на конференции «Современные методы анализа музыки разных эпох: теория и практика» (ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова) с докладом на тему «Акцепция теории Г. Шенкера в России: находки и перспективы».
2019 Выступление на IV Международном конгрессе Общества теории музыки (г. Казань) с докладом «Терминологические системы и понятие о функциях аккордов в классических советских и американских учебниках гармонии»
2021 Выступление на X Европейском конгрессе по музыкальному анализу (EUROMAC-10) с докладом «К проблеме тональной централизации гармонических структур в музыке А. Брукнера (на примере Andante из Четвёртой симфонии)»
2021 Выступление на XIII Международной конференции «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке» с докладом «В. Лютославский как новатор в области симфонического тематизма (на примере Третьей симфонии)»
2022 Выступление на конференции «Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание» с докладом «Учебники Ю.Н. Холопова как источники идей для разработки новых методов анализа гармонии»
Учебно-методическая деятельность:
Учебные программы:
− Музыкальная форма (специальность 53.05.02 «Художественное руководство академическим хором»);
− Музыкальная форма (специальность 53.05.02 «Художественное руководство академическим хором»);
− Музыкальная форма (специальность 07.07.02 «Звукорежиссура», 2014);
− Музыкальная форма (специальность 07.28.01 «Композиция», 2014).
Внутривузовские издания (ЭБС Академии хорового искусства имени В.С. Попова):
− Анализ додекафонной музыки. − 2007;
− Риторические фигуры в музыке эпохи Возрождения. − 2008;
− Методика анализа периодов и песенных форм. − 2010;
− Сонатная форма в ранних симфониях Г. Малера (№ 1−4). − 2011;
− Развёртывание как принцип изложения музыкальной мысли в эпоху барокко. – 2019;
– Особенности претворения формы развёртывания в вокальных произведениях эпохи барокко («ария с ритурнелем»). – 2020;
– Монодическая и полифоническая текстомузыкальная форма. Мотетная форма XVI века на примере мотетов Орландо Лассо. – 2021;
– Эстетическое обоснование додекафонии (по высказываниям А. Веберна). – 2023;
– А.Б. Маркс и его классификация музыкальных форм. – 2023.
Учебно-методические публикации:
– Методика преподавания анализа малых форм барочной музыки // ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. № 4(5). 2022. С. 64-72.
Публикации
Переводы с научными комментариями:
− Э. Тарасти. Музыка как знак и как процесс (фрагмент) // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии ’99. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1999. С. 61-78.
− Л. Банбери. Бессмысленность музыки // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии ‘2001. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2001. С. 101-128.
Научные статьи:
− «Опера Нищего» // Старинная музыка. 1999. № 3(5). С. 16-19.
− Об истолковании музыки в слове // Слово и музыка. Памяти А.В. Михайлова: мат-лы научн. конференций. – М.: Моск. гос. консерватория, 2002. С. 203-211. (Научн. труды Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 36).
− Поздние вокальные циклы Р. Шумана (к проблеме музыкального воплощения темы жизни и смерти) // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX-XXI веков. Сб. трудов по мат. конф. 16-17 октября 2008 г. – М., 2009. С. 189-210.
− Сонатная форма в ранних симфониях Г. Малера (на примере первых частей симфоний № 1-4) // Вестник АХИ. № 1. 2011. С. 147-165.
− Новый опыт анализа мелодии (песни Ф. Шуберта) // Вестник АХИ имени В.С. Попова. 2012. № 2. С. 102-127.
− 50 тезисов Э. Курта о мелодии, гармонии и энергии тонов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (30). Ч. 3. С. 55-59.
− Новое слово о сущности музыкальной интонации // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2013. № 3. С. 63-75.
− Линеарные факторы в венско-классической мелодике (на примере поздних симфоний Й. Гайдна) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38). Ч. 1. С. 63-71.
− «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Ф. Шуберта – Э. Денисова: тематическая ткань в семантическом и интонационном аспектах // Музыкальная академия. 2014. № 2. С. 14-22.
− Квинтовый индекс (об одном вспомогательном методе гармонического анализа) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43). Ч. 3. С. 65-74.
− Иван Шишов: первые опыты анализа мелодии в СССР // Обсерватория культуры. 2014. № 3. С. 90-98.
− Дополнение к Шенкеру: линеарно-гармонический анализ двух песен Р. Шумана // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (52). Ч. 1. C. 78-86.
− Индивидуальный гармонический замысел музыкального произведения [Электронный ресурс] // Philharmonica. International Music Journal. 2015. № 2 (4). Режим доступа: http://e-notabene.ru/phil/article_16969.html
− Возможен ли анализ мелодии по методу Шенкера? // Музыкальная академия. 2015. № 1. С. 179-186.
− На пути к новым методам анализа тональной мелодии (песни Ф. Шуберта) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 1 (20). С. 100-119.
− О содержательности гармонических линий // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 18). С. 4028-4037.
− Квинтовые функции аккордов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62). Ч. 4. C. 71-75.
− Ладовое строение знаменных стихир XVII века (на примере догматика первого гласа) [Электронный ресурс] // Искусство музыки: теория и история. № 14. 2016. С. 1-28. – Режим доступа: http://imti.sias.ru/upload/iblock/fe5/imti_2016_14_1_28_zakharov.pdf
− Интонация в додекафонной музыке (на примере песен А. Веберна ор. 23 и 25) // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова: Сб. статей / редкол.: К.В. Зенкин, М.И. Катунян (отв. ред.), А.С. Соколов. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016. С. 447-460.
− Музыкально-теоретический анализ: аксиологический аспект // Культура и искусство. 2016. № 2 (32). С. 244-252.
− У истоков анализа мелодии в СССР: Лев Владимирович Кулаковский [Электронный ресурс] // Человек и культура. 2016. № 2. С. 41-51. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article_19094.html
− Теория Г. Шенкера в России [Электронный ресурс] // Человек и культура. 2016. № 2. С. 91-101. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article_19008.html
− Секреты тональной мелодии // Культура и искусство. 2016. № 3 (33). С. 392-405.
− Есть ли лад в додекафонной музыке? (на примере песни «Das dunkle Herz» ор. 23 № 1 А. Веберна) // Музыкальная академия. 2017. № 3. С. 31-38.
− Творческое содружество В.С. Попова с современными авторами хоровой музыки (произведения Т. Корганова и Р. Бойко в исполнении хоровых коллективов Академии хорового искусства) (в соавторстве с Л.В. Захаровой) // Вестник АХИ. № 7. 2017. С. 17-38.
– Произведения П.Г. Чеснокова в трактовке Виктора Попова (к проблеме интерпретации русской духовной музыки) (в соавторстве с Л.В. Захаровой) // Вестник АХИ. № 8. 2018. С. 59-69.
– О смысле и ценности анализа музыки // Вестник АХИ. № 9. 2018. С. 7-21.
– Взаимодействие тонально-гармонических и монодических принципов в мелодике Антона Брукнера (на примере Andante из Четвёртой симфонии) // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 4(41). С. 250-257.
– Фабульность как приоритетный фактор художественного мышления Витольда Лютославского (на примере симфонического творчества) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4(41). С. 100-107.
– Диалог Ф. Шуберта и Э. Денисова в опере «Лазарь, или торжество воскрешения»: к проблеме соприкосновения тонального и атонального материала // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 42-58.
– Витольд Лютославский: творческий портрет на фоне мировых войн // Человек и культура. 2020. № 6. С. 184-199.
– Судьбы ХХ века: Лютославские // Молодой учёный. 2021. № 15. С. 117-130.
– К вопросу о гармоническом замысле музыкального произведения // Вестник АХИ. № 10. 2021. С. 7-28.
– Терминологические системы и понятие о функциях аккордов в классических советских и американских учебниках гармонии // Термины, понятия и категории в музыковедении: материалы IV Международного конгресса Общества теории музыки (Казань, 2-5 октября 2019 г.). Казань: Казанская гос. консерватория, Московская гос. консерватория, 2021. С. 253-269.
– Симфония “Манфред” П.И. Чайковского: роль тематической диспозиции в претворении программы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 58. С.117-138.
– “Опера Нищего”: нотные материалы // ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика». № 5(6). 2023. C. 90-101.
– Витольд Лютославский как новатор в области симфонического тематизма (на примере Третьей симфонии) // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2023. № 4.
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!