Третья программа Центра непрерывного образования: «Фортепиано в музыке композиторов второй половины XX–XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики»

Все новости
Опубликовано 15 апреля 2021 года

12 апреля в Академии хорового искусства имени В.С. Попова начались занятия по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Фортепиано в музыке композиторов второй половины XX–XXI века: трактовка инструмента, композиторские стилистики». Программа реализуется Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Академии хорового искусства имени В.С. Попова с 12 по 20 апреля (72 часа) в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». 53 слушателя из 7 регионов Российской Федерации имеют возможность очно в дистанционном формате послушать лекции ведущих российских ученых-музыковедов, познакомиться с творческим опытом педагогов Академии хорового искусства, принять участие в интерактивных обсуждениях тем.

В своем приветствии и.о. ректора Александр Владиславович Соловьёв отметил актуальность и эксклюзивность содержания лекций, необходимость включать в активный репертуар современную музыку, созданную ныне живущими композиторами.

Программу открыло выступление автора программы, первого проректора — проректора по учебной работе и развитию Академии хорового искусства, кандидата искусствоведения, профессора Ольги Альбертовны Красногоровой, рассказавшей слушателям о роли «фортепиано в пространстве звуковых открытий композиторов второй половины ХХ – XXI века». Профессор РАМ имени Гнесиных, доктор искусствоведения Татьяна Владимировна Цареградская познакомила с фортепианным творчеством Георга Фридриха Хааса — австрийского композитора, специализирующегося в области спектральной музыки и экспериментирующего с пространством и расположением инструментов (в том числе речь шла о цикле «Три посвящения» для двух фортепиано (1984) и об особенностях техники его исполнения), а также поделилась своими впечатлениями о работе Центра непрерывного образования: «Проект Академии хорового искусства «Фортепиано второй половины ХХ–XXI века: композиторские стилистики» — очень важный и нужный шаг на пути изучения нашей современности, о которой часто мы имеем представление гораздо менее ясное, чем о временах, скажем, Бетховена или Чайковского. Такой проект, конечно, во многих отношениях затратен: организаторы должны найти, пригласить и принять тех, кто может об этом что-то сказать; организовать публику, которая не всегда благосклонно реагирует на новейшее искусство; лекторы должны, в свою очередь, напряженно думать, как преподнести ту информацию, которая, как и все новое, еще требует рефлексии, оценки, интерпретации… Трудно! Трудно всем. Но это увлекательная и благородная задача, поэтому будем надеяться, что этот «скорбный труд не пропадет», и выражение «идти в ногу со временем» станет не только красивой метафорой, но и вполне реальным процессом!».

Не оставило равнодушным эмоциональное выступление композитора Владимира Тарнопольского — художественного руководителя ансамбля «Студия новой музыки» и НТЦ современной музыки Московской консерватории. Как рассказал после лекции сам Владимир Григорьевич, «я шел на лекцию по современной музыке в Академии хорового искусства с некоторой настороженностью. Ведь даже в московских музыкальных школах все еще существует определенное предубеждение против музыки ХХ века, что уж говорить о региональных музыкальных школах, если даже в консерваториях остро ощущается нехватка специалистов и элементарно отсутствует нотный материал и аудиозаписи самой что ни есть классики ХХ века! На своей лекции я должен был проанализировать мою фортепианную пьесу Eindruck–Ausdruck, которая часто исполняется в Москве и за рубежом, но крайне редко звучит в российских регионах. Это и понятно – пьеса весьма непростая по языку, по принципам формообразования, да и по пианистическим задачам.

Я анализировал пьесу без каких-то скидок на возможную неподготовленность аудитории, примерно так же я анализировал ее на мастер-классах для студентов-композиторов в немецких вузах — Академиях музыки, например. Большинство слушателей моей лекции находились далеко от Москвы. Дистанционная конференцсвязь не дает возможности полно и объективно оценить степень «приятия» или «неприятия» материала моей лекции, но судя по тем вопросам, которые мне были заданы после лекции, у меня сложилось ощущение большого интереса со стороны моих слушателей и их желания углублять свои знания в области современной музыки. Вопросы касались не только непосредственно анализируемого материала, других моих сочинений, особенностей моей техники композиции, но и рекомендуемого новейшего репертуара для учеников ДМШ.

Особо хочу отметить прекрасную организацию курсов! Весь персонал был прекрасно подготовлен к проведению такого масштабного проекта, техника отлично настроена, в целом в Академии царит замечательная рабочая атмосфера. Хочу пожелать, чтобы такого рода курсы стали постоянно действующим проектом. Только так мы сможем устранить тот информационно-культурный провал, который отделяет столицу от регионов».

За следующие три рабочих дня слушатели программы познакомились с интереснейшими явлениями современного фортепианного искусства в лекциях докторов искусствоведения, профессоров Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского: «Фортепиано в XX веке. Традиции и трансформации», «Фортепиано как участник действа. Штокхаузен» проректора по научной работе Константина Владимировича Зенкина; «Фортепиано и поставангард», «От Mantra Штокхаузена к электронике и фортепиано в саунд-арте XXI века» заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства Владимира Петровича Чинаева, «Сонорный рояль: «лики» и перспективы» Марианны Сергеевны Высоцкой. Состоялись открытые уроки и мастер-классы ведущих профессоров и доцентов кафедры фортепиано академии хорового искусства: заведующей кафедрой Ирины Викторовны Черноусовой, заслуженной артистки РФ Татьяны Николаевны Гапоненко, лауреата международных конкурсов Михаила Юрьевича Сеновалова, а также молодых преподавателей Московской консерватории Павла Андреевича Шатского и Академии хорового искусства Антона Александровича Игубнова.

В завершении рабочего дня 13 апреля состоялся мастер-класс лауреата международных конкурсов, профессора Высшей школы музыки Манхэттен Александра Мутузкина. Он рассказал о своем опыте сотрудничества с американскими и кубинскими композиторами, прокомментировал фрагменты своих выступлений на концертных площадках США.

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

Камерный хор Академии

Концерт 27 ноября 2014. Фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×