Зачёты-концерты оперного класса Академии
Спортзал Академии |
Рождественский концерт ПЦК фортепиано Хорового училища им. А.В. Свешникова
Концертный зал Академии |
«Ёлочные игрушки»
Концертный зал Академии |
Гала-концерт «Московской зимней недели музыки»
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
Основной принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Хоровом училище был заложен А.В. Свешниковым при его создании в 1944 году, а именно: теория музыки неразрывно связана с художественным воспитанием учащихся и формированием их исполнительских навыков. Этот принцип сохраняется до наших дней и предполагает высокий уровень преподавания сольфеджио и остальных теоретических предметов.
Уникальность начального этапа становления Хорового училища состоит в том, что первые педагоги, приглашённые А.В. Свешниковым, были носителями традиций дореволюционного хорового образования (в том числе, музыкально-теоретических). Напомним, что к началу XX века эти традиции сохранялись и развивались в Синодальном училище церковного пения.
Структура Хорового училища, организационные принципы и учебные планы были непосредственно заимствованы из Синодального училища, а его выпускники стали преподавать во вновь созданном Хоровом училище: преподаватель сольфеджио и хормейстер младшего хора, «душа училища» – Николай Иванович Демьянов, преподаватели сольфеджио Алексей Алексеевич Сергеев, Александр Филимонович Гребнев, Николай Лукич Кудрицкий. Отметим, что первые педагоги сольфеджио и теории музыки часто являлись хормейстерами. Они формировали в воспитанниках Московского государственного хорового училища подлинную музыкальную культуру.
Особое место в этой плеяде занимал Н.И. Демьянов. Его учителями в Синодальном училище были С.В. Смоленский, В.С. Орлов, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков. После революции он продолжал работать в области хорового исполнительства и просвещения, готовящего кадры дирижёров и исполнителей профессиональных хоров. Общение Н.И. Демьянова с «синодалами» не прекращалось и в военные годы.
В училище работали также известные педагоги братья Щедрины: преподаватель теории и истории музыки Константин Михайлович и преподаватель сольфеджио, хормейстер Евгений Михайлович – отец и дядя композитора Р.К. Щедрина.
Со времени создания Хорового училища сменилось не одно поколение педагогов-теоретиков. Высокий профессионализм внесли преподаватели Московской консерватории Ф.Ф. Мюллер, В.В. Соколов, Т.В. Оболадзе, Г.В. Крауклис. Особую значимость имела деятельность Федора Федоровича Мюллера, который преподавал в училище семнадцать лет (1950−1967 годы). Он вел сольфеджио, гармонию, полифонию и анализ музыкальных форм в старших классах и все эти годы являлся бессменным заведующим теоретическим отделом.
Новым этапом в жизни училища стали 60-е годы, которые прошли под знаком «отлучения» от отеческой опеки со стороны педагогов «старой гвардии», сохранения достигнутого и поиска новых путей. Ушли из жизни Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, К.М. Щедрин. Перешли на работу в Консерваторию Ф.Ф. Мюллер и Г.В. Крауклис. Наступило время выпускников Хорового училища.
Преподавание музыкально-теоретических предметов перешло в крепкие профессиональные руки нового поколения, преподавателей Э.Ф. Леонова, В.Г. Агафонникова, В.И. Тусеева. Новые веяния, новую информацию принес с собой Г.И. Гладков. Преподавание музыкальной литературы было поручено профессиональному и требовательному педагогу М.А. Леоновой.
Целая эпоха в преподавании сольфеджио (1967-1982 годы) связана с педагогической деятельностью Е.Д. Ромодановской, которая обеспечила стабильно высокий профессионализм нескольким поколениям выпускников, благодарных ей и по сей день. Долгие годы проработали в училище и воспитали талантливых учеников такие замечательные педагоги, как В.И. Кирнарская, Е.В. Коптева, Л.Н. Сергеев, К.Д. Строганова, И.В. Лихачёва.
В 70-е годы, с приходом в училище В.С. Попова, музыкально-теоретические предметы надолго приобрели статус специальных дисциплин. По рекомендации Ф.Ф. Мюллера в Хоровом училище стали преподавать выпускницы Московской консерватории О.П. Цуканова (1975 год) и Н.Б. Сербул (1977 год), ставшие ведущими педагогами-методистами теоретического отдела. В этот период произошел переход с 10-летнего на 11-летнее образование, он потребовал создания новых учебных программ и значительно расширил исполнительские возможности коллектива.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации О.П. Цуканова руководила теоретическим отделом до 1992 года, продолжая традиции учебного заведения в духе знаменитых своих предшественников, приглашенных А.В. Свешниковым, и особенно, Ф.Ф. Мюллера. Она по настоящий день не только ведущий педагог-теоретик, автор многих программ, учебников и пособий, дидактических материалов по теоретическим предметам СПО, но главное − верный соратник В.С. Попова, стратег развития образования, держатель профессиональных традиций.
Она создала первый методический электронный «пакет» по гармонии, который содержит следующие, теперь уже опубликованные труды: «Задания по гармонии: Секвенции», «Задачи по гармонии для хорового училища», «Дидактический материал по гармонии. Учебно-методическое пособие в 2-х частях для студентов музыкальных училищ». Ольга Петровна является автором актуальных программ и пособий по элементарной теории музыки и сольфеджио, назовем: «Гармоническое сольфеджио: Пособие по слуховому анализу для 8-11 классов», «Четырёхголосные диктанты». Эти и другие методические и научные издания педагогов ПЦК и кафедры можно найти на сайте АХИ.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Н.Б. Сербул тридцать лет являлась ведущим педагогом теоретического отдела и автором многих программ и материалов по теоретическим предметам СПО. В годы становления Академии хорового искусства О.П. Цуканова и Н.Б. Сербул внесли неоценимый вклад в создание кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства и продолжали совершенствовать ее базовое звено — училище.
По инициативе Н.Б. Сербул стала активно разрабатываться тема преемственности традиций отечественного музыкального образования, изучаться традиции учителей Синодального училища. Сфера научных интересов музыковеда содержит актуальные для училища темы, такие как:
− роль выпускников Синодального училища церковного пения в организации учебного процесса при создании А.В. Свешниковым
Хорового училища; − обобщение творческих достижений коллектива за период с 1970-го года по настоящее время.
Нельзя переоценить труды Н.Б. Сербул в изучении творческого пути В.С. Попова, а именно, создание первого монографического исследования «Хор как жизнь».
Особое место в педагогическом составе теоретиков занимала С.О. Рачковская (1986-2008 гг.). Ее выдающаяся педагогическая и воспитательная деятельность являет собой близкий к эталону образец преподавания начального курса сольфеджио. Сталина Ольгердовна обеспечила преемственность в преподавании сольфеджио и позволила безболезненно пережить следующий переломный период. Как и в былые времена, пение стало главной формой работы на уроках сольфеджио. Рачковской создано «Пособие для сольфеджирования» (в двух частях для 1-4 и 5-6 классов Хорового училища), которое востребовано в учебном процессе, а также учебно-методическое пособие под редакцией О.П. Цукановой «Методика музыкального диктанта» (1−7 классы). Оно содержит не только значительный комплекс подлинно музыкальных примеров для всех классов, но и включает подробное описание методических приемов и методов, как по работе с диктантом, так и по всем формам начального этапа обучения сольфеджио.
В начале 90-х годов, в период создания Академии хорового искусства возникла очередная необходимость обновления педагогического состава Хорового училища. Чрезвычайно плодотворным стало появление в нашем коллективе Е.В. Армишевой, М.В. Цукановой, Н.А. Яновской, Л.Р.
Тухмановой, Л.Л. Фишкиной и Н.В. Сивограковой.
Заслуженный работник культуры РФ Н.В. Сивогракова с 1991 года преподает весь цикл музыкально-теоретических предметов в старших классах – сольфеджио, ЭТМ, гармонию, анализ музыкальных произведений. По всем этим предметам преподаватель создает учебные пособия, в том числе, сборники для слухового гармонического анализа, музыкальные диктанты, задачи и упражнения для игры по гармонии, хрестоматию для анализа из произведений для хора, методическое пособие по ЭТМ.
Заслуженный работник культуры РФ Л.Р. Тухманова преподает сольфеджио в младших классах с 1991 года. Людмила Рубеновна имеет звания «Лучший педагог школ искусств России» 2010 года и является лауреатом I премии Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России» 2016 года. Людмила Рубеновна — артистичный, творческий педагог, методист многих курсов повышения квалификации и ведущая мастер-классов. Составленные Тухмановой сборники, активно используются в учебном
процессе, например, «Сольфеджио в размере 3\8», «Практикум по сольфеджио».
Заслуженный работник культуры РФ Л.Л. Фишкина − уникальный преподаватель музыкальной литературы и народного творчества работает в училище с 1991 года. Л.Л. Фишкина также удостоена звания «Лучший педагог школ искусств России» 2010 года и Специального диплома «За высокое профессиональное мастерство» Всероссийского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А. Блюма в 2017 году.
Л.Л. Фишкина сочетает яркую музыкальную одаренность, владеет даром свободного музицирования, импровизации и сочинения. Она создала авторский методический комплекс материалов по музыкальной литературе и народному творчеству. Отметим, следующие издания: учебные программы по начальному и основному курсу музыкальной литературы, наглядные пособия-баннеры «300 лет зарубежной музыки», «Три века русской музыки», хрестоматии и фонохрестоматии по всем темам курса, учебные пособия «Творчество А.С. Даргомыжского» и «Творчество М.И.
Глинки». Являясь талантливым композитором, Л.Л. Фишкина сочинила детский мюзикл «Новый год в семье Октавы», который выдержал два нотных издания, а также с успехом исполняется силами учащихся. В 2020 году при благотворительном участии выпускника Хорового училища предпринимателя Ильи Авдюнина был создан одноименный фильм, исполненный силами учащихся училища, Академии хорового искусства и его выпускника солиста Большого театра Н. Диденко (https://www.youtube.com/watch?v=9VFPvJQgyok).
В последние годы к работе на теоретическом отделе были привлечены молодые специалисты: Е.Е Музылева, кандидат искусствоведения Н.А. Латышев, А.В. Богаченко, С.А. Пасынкова, Е.Д. Белоножко обладающие широким профессиональным кругозором и современными научными знаниями.
Молодые педагоги осваивают методику под руководством опытных преподавателей, обеспечивая историческую преемственность поколений, сохранение и передачу традиций отечественного профессионального образования в области искусства.
Отметим, что в лоне ПЦК музыкально-теоретических дисциплин возрастали руководители важных подразделений Хорового училища и Академии хорового искусства. С 1991 по 2004 год безупречным организатором учебного процесса в роли заведующего учебной частью Хорового училища была Н.В. Сивогракова.
С момента создания Академии в 1992 году О.П. Цуканова заняла пост проректора по учебно-воспитательной работе и бессменно выполняла обязанности «правой руки В.С. Попова» вплоть до 2009 года. Можно сказать, что на плечах Ольги Петровны выстроено все учебно-профессиональное здание Академии. В этом же году Н.Б. Сербул с честью возглавила кафедру истории и теории музыки. Ее компетентность и мудрость позволила сформировать основной состав кафедры и утвердить ведущие принципы теоретического обучения дирижеров и вокалистов в высшем звене на основе того немалого профессионального потенциала, который был создан в Хоровом училище имени А.В. Свешникова. Наталья Борисовна продолжала руководить теоретическим отделом до 2003 года, а кафедрой − до 2011 года.
Заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения М.В. Цуканова преподает в Хоровом училище все теоретические предметы с 1990 года. В период 2003-2010 годов она выполняла обязанности председателя предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин. С 2011 года она руководит кафедрой истории и теории музыки, не оставляя преподавание в среднем звене и руководство ПЦК старших классов (8-11). Таким образом, обеспечивается преемственность принципов обучения на всех его уровнях.
Е.Е. Музылева руководит ПЦК младших классов (1-7), с 2021 года ей было поручено быть заведующим учебной частью, а с 2022 года Елена Евгеньевна успешно справляется с ответственной должностью заведующего Хоровым училищем имени А.В. Свешникова. Неизменно высокий уровень преподавания сольфеджио и других теоретических предметов всегда был непосредственно связан с художественным воспитанием учащихся и до настоящего времени обусловливает их подлинный профессионализм, качественное формирование исполнительских навыков. Такой принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин соблюдается в Хоровом училище и по сей день.Говоря о творческих итогах последних десятилетий, напомним, что все педагоги постоянно пополняют и совершенствуют учебно-методический комплекс по всем дисциплинам музыкально-теоретического цикла программ НОО и СПО. В современном Хоровом училище преподавание, как и прежде, ведётся по оригинальным авторским программам. Не меняя глубинного содержания обучения, педагоги все шире используют инновационные методы и приемы. Коллективом преподавателей создана эксклюзивная программа по Сольфеджио для учащихся 1-11 классов. Создаются электронные версии учебных и учебно-методических пособий.
Сфера интересов педагогов не только связана с обеспечением информационно насыщенного учебного процесса, но и охватывает широкий круг вопросов за его пределами.
Педагоги регулярно организуют мастер-классы, участвуют в организации конференций, проводят авторские вечера и концерты. Постоянно ведется работа над архивом Хорового училища. Теоретики являются активными участниками научно-практических
конференций, в том числе, проводимых в АХИ имени В.С. Попова к юбилейным и значимым датам, например:
«Традиции Синодального училища церковного пения и их развитие в Хоровом училище» (2003);
«Вокально-хоровая школа В.С. Попова. К 75-летию со дня рождения мастера» в АХИ имени В.С. Попова (2009);
«К столетию со дня рождения Т.Ф. Мюллера» (2012);
Международная научно-практическая конференция «К 70-летию со дня со дня образования Хорового училища имени А.В. Свешникова» в АХИ имени В.С. Попова;
Международная научно-практическая конференция «Хоровое училище имени А.В. Свешникова в контексте современной музыкальной культуры: «К 70-летию со дня со дня образования Хорового училища имени А.В. Свешникова» (2014);
Научно-практическая конференция «К 90-летию А.А. Юрлова», (2017);
Международная научно-практическая конференция «Современное хоровое и вокальное искусство в контексте музыкальной культуры и образования» к 75-летию Хорового училища имени А. В. Свешникова (2019);
Международная научно-практическая конференция «30 лет в парадигме новейшего времени: диалог традиций и школ» (2021).
Особенно значимым является Всероссийский фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова. В празднике хоровой музыки «Голос детства», который проводился на родине дирижера в городе Бежецке Тверской области (2011-2014 годы), принимали участие Н.Б. Сербул, О.П., Цуканова, Л.Р. Тухманова, Л.Л. Фишкина и М.В. Цуканова. В рамках этого праздника проходили семинары и зональные научно-теоретические конференции для преподавателей музыкальных школ и музыкального училища городов Твери и Бежецка, организованные Министерством культуры РФ, Правительством Тверской области, Департаментом культуры Тверской области.
В течение 2005-2011 годов наши педагоги проводили занятия с музыкально одаренными детьми с ограниченными возможностями развития в рамках проекта Благотворительного фонда «Мир искусства».
С 2011 года педагоги и их воспитанники ежегодно успешно проявляют себя во Всероссийской творческой олимпиаде «Созвучие», которая отличается высокими профессиональными критериями, предъявляемыми к участникам.
С 2021 года теоретики деятельно участвуют в реализации программ Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, как в Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин», так и в целом ряде других образовательных программ.
Педагоги кафедры – инициаторы многих просветительских проектов различной направленности. В рамках Всероссийского фестиваля «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. К 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова» состоялся концерт «У врат обители святой» (2023). Его организатор – заведующий Хоровым училищем Е.Е. Музылёва. Она же явилась устроителем Конкурса чтецов среди учащихся 4-11 классов «Зарубежная поэзия в переводах русских поэтов» (2022), а также организатором конференции Научного общества Хорового училища имени А.В. Свешникова «Академические научные ассамблеи» в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню российской науки (2023).
Деятельность преподавателя А.В. Богаченко раскрывается в самых различных ипостасях. Алексей Владимирович успешно освоил методы инклюзивного обучения в занятиях с незрячим учащимся Г. Котиным, самостоятельно овладел принципами работы по системе Л. Брайля и органично сочетает эти навыки с нашими авторскими методиками. Также А.В. Богаченко развивает традиции древнерусского певческого искусства, исполняя песнопения по крюковой нотации. Так в 2022 году он участвовал в целом ряде значимых мероприятий: Международных Рождественских образовательных чтениях, концерте «Страницы истории древнерусского церковного пения» в составе хора Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции МГК им. П. И. Чайковского и цикле трёх лекций-концертов по истории древнерусского певческого искусства в Музее русской иконы (Гончарная улица 3, стр. 3). Кроме этого, Алексей Владимирович сделал доклад «Музыкальные вкусы русского дворянства Пушкинской эпохи» в г. Ярополец в Пушкинском обществе МАИ.
Другой молодой педагог предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин – композитор Е.Д. Белоножко – член Союза композиторов России продолжает исконную традицию Хорового училища имени А.В. Свешникова. С 2023 года она возобновила занятия класса композиции, впечатляющим результатом которых стал «Вечер камерной музыки» из сочинений учащихся Д. Барнова, С. Паршакова, Д. Толстова, Е. Чурилова и самой Екатерины Белоножко. Композиции на рояле и органе прозвучали в исполнении авторов. В концерте также принимали участие: София Алтынбаева (меццо-сопрано) и Хуан Пабло Сануэса Торо (скрипка).
Педагоги-теоретики внесли свою лепту в воспитание многих выпускников Хорового училища имени А.В. Свешникова, среди которых лауреаты российских и международных конкурсов, успешные состоявшиеся музыканты разных направлений. В содружестве с коллегами других специальностей педагоги-теоретики формируют в воспитанниках Хорового училища подлинную музыкальную культуру, а главное, воплощают собой тот духовный стрежень, который необходим для восстановления подлинной связи с исконной традицией отечественного образования – Синодальным училищем. Благодаря педагогам, учащимся и выпускникам Хорового училища происходит возрождение внешне прерванной, а по существу, бережно сохраненной профессиональной традиции хорового пения. Это ценное влияние прорастает в различные сферы мировой музыкальной культуры.
Педагоги отдела/ПЦК музыкально-теоретических дисциплин 1944-2023Музылева Елена Евгеньевна, председатель ПЦК младших классов (1−7).
Преподаватель НОО, СПО высшей категории.
Работает в ПЦК с 2011 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1−7), практика преподавания сольфеджио СПО.
Цуканова Марина Вениаминовна, председатель ПЦК старших классов (8-11) СПО.
Заслуженный работник культуры РФ.
Преподаватель СПО высшей категории.
Кандидат искусствоведения. Доцент.
Работает в ПЦК с 1990 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, гармония, методика преподавания сольфеджио.
Белоножко Екатерина Дмитриевна, композитор.
Член Союза композиторов России с 2021 года.
Преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 2022 года.
Дисциплины: слушание музыки, музыкальная литература в младших классах, сольфеджио в старших классах, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, композиция.
Богаченко Алексей Владимирович.
Преподаватель НОО, СПО первой категории.
Работает в ПЦК с 2017 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1-7), сольфеджио в условиях инклюзивного образования, практика преподавания сольфеджио СПО.
Ульянова (Пасынкова) Светлана Александровна.
Преподаватель СПО первой категории.
Работает в ПЦК с 2019 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, элементарная теории музыки, гармония.
Сивогракова Нина Васильевна.
Заслуженный работник культуры РФ.
Преподаватель СПО высшей категории.
Работает в ПЦК с 1991 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, элементарная теория музыки, гармония.
Тухманова Людмила Рубеновна.
Заслуженный работник культуры РФ.
Лауреат Общероссийского конкурса преподавателей школ искусств. Лауреат I премии конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России». Преподаватель НОО, СПО высшей категории.
Работает в ПЦК с 1992 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1-7), практика преподавания сольфеджио СПО.
Фишкина Любовь Леонидовна.
Заслуженный работник культуры РФ.
Лауреат Общероссийского конкурса преподавателей школ искусств. Специальный диплом «За высокое профессиональное мастерство» Всероссийского конкурса преподавателей теоретических дисциплин».
Преподаватель НОО, СПО высшей категории.
Работает в ПЦК с 1992 года.
Дисциплины: музыкальная литература, народная музыкальная культура.
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!