Рецензия профессора М.В. Цукановой на исполнение «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, Дирижёр - Алексей Петров

Все новости
Опубликовано 11 мая 2023 года

Юбилейный год Сергея Васильевича Рахманинова щедро одаривает слушателей фестивалями, конкурсами и циклами концертов, посвященных исполнению сочинений композитора различных жанров. Немало различных хоровых коллективов и хормейстеров состязаются в интерпретациях и возрастают в своём мастерстве, исполняя сложнейшее сочинение композитора – его богодухновенное «Всенощное бдение».

18 апреля 2023 года Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В. Свешникова принял участие в исторической реконструкции премьеры 1915 года «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова сводным составом различных хоров мальчиков и мужских коллективов в Концертном зале «Зарядье» под руководством Г. Сафонова. Дальнейшей целью регент назвал исполнение «Всенощной» составом в тысячу участников. Хочется надеяться, что грандиозным затеям будет соответствовать достойное творческое воплощение.

24 апреля 2023 в Рахманиновском зале Консерватории Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В. Свешникова при поддержке студентов, ассистентов-стажеров и выпускников Академии хорового искусства имени В.С. Попова приняли участие ещё в одной значительной концертной версии этого гениального творения. Коллектив продемонстрировал высокое мастерство в воплощении замысла композитора и явился важным историческим, художественным и образовательным событием для будущих певцов и хормейстеров!

Историческая реконструкция проявилась в нескольких содержательных планах. Именно в этом сакральном месте – некогда зале Синодального училища – мастерством регента Н.М. Данилина и певчих Синодального хора партитура композитора обрела живое звучание. Она была посвящена видному ученому в области древнего церковного пения, вдохновителю «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков, директору Синодального училища С.В. Смоленскому. В ходе репетиционного процесса С.В. Рахманинов настаивал, чтобы первое исполнение состоялось в зале Синодального училища. Однако, премьерный показ 1915 года проходил в зале Благородного собрания, поскольку он вызвал огромный интерес общества и зал училища не вместил бы всех желающих. В результате «Всенощная» имела огромный успех и поэтому была исполнена еще пять раз.
Дальнейшая концертная судьба этой партитуры в России очень непроста. Впервые после долгого периода запрета «Всенощная» прозвучала открыто в Большом зале консерватории только в 1965 году. Благодаря двенадцатилетним ходатайствам в высоких инстанциях И.С. Козловского и при его участии, сочинение было исполнено Республиканской академической русской хоровой капеллой под руководством А.А. Юрлова. После этого была опубликована известная запись Государственного русского хора под управлением А.В. Свешникова, которая осуществлялась… в течении семи лет.
Однако, эти интерпретации, как и последовавшие за ними знаменательные трактовки Хора храма «Всех Скорбящих Радость» под управлением Н. Матвеева, Камерного хора Министерства культуры под управлением В. Полянского, Ленинградской государственной капеллы под управлением В. Чернушенко и др. исполнялись смешанными составами с участием женских голосов. При этом, полностью соответствовать национальному характеру православных песнопений и стилю этого шедевра русской духовной музыки возможно только при исполнении партитуры предписанным автором составом и предполагающим обязательное небесное звучание тембра хора мальчиков. Таких интерпретаций можно перечислить очень немного.

В составе Синодального хора было около 45 мальчиков и 25 мужчин. В настоящее время исполнять «Всенощное бдение» составом, близким Синодальному хору по исполнительским возможностям очень сложно. Дело далеко не только в формальном соответствии голосов, но и в профессиональном уровне хора. Напомним, что благодаря серьезному музыкально-теоретическому образованию Синодальное училище воспитывало не только образованных церковных певчих и регентов, но и высококвалифицированных педагогов, а также превосходных композиторов.

Отличительным качеством обучения в Синодальном училище была певческая основа обучения, единство теоретического освоения предметов и практики. Сохранились воспоминания А.П. Смирнова о ведении урока сольфеджио в 1-2 классах выдающимся регентом Н.М. Данилиным: «Петь сольфеджио в классе Данилина было наслаждением, настолько увлекала его виртуозная игра на рояле. Голос так распевался, что конец урока казался неожиданным… Он не только развивал умение петь с листа, но и ставил голоса и дыхание будущим хористам, на его уроке шло выравнивание коллективного пения, вырабатывались уверенность, четкость исполнения…».

Хоровое училище имени А.В. Свешникова во многих своих проявлениях является профессиональным преемником Синодального училища церковного пения. Современные научные исследования подтвердили, что структура учебного заведения, учебные планы, но, главное, традиция обучения певцов, совмещенная с исполнительской практикой была воссоздана А.В. Свешниковым в Московском государственном хоровом училище (ныне Хоровом училище, носящем его имя). Носителями высокого профессионализма, духовности и «звуковой памяти» стали приглашённые в училище синодалы: Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, Н.Л. Кудрицкий и А.Ф. Гребнев. Потребовались годы, чтобы хормейстеры и певцы, – воспитанники Хорового училища – смогли быть непосредственно причастны к исполнению этого великого русского духовного сочинения.

Итак, первое публичное исполнение после долгих лет забвения осуществил знаменитый дирижер и воспитанник Хорового училища А.А. Юрлов. Далее, В.С. Попов многажды исполнял «Всенощное бдение», но в основном, в зарубежных гастролях, по пятнадцать концертов в течение одной трех-четырёх недельной поездки. Пение хора мальчиков отличалось «впетостью» и стабильностью. Дети 1990-х годов готовы были долго петь, держать тесситуру, ориентироваться в партитуре. Из самых памятных интерпретаций Всенощного бдения» Рахманинова хором мальчиков и мужским хором под руководством В.С. Попова назовём исполнение в Успенском Соборе Московского Кремля в 1993 году (https://yandex.ru/video/preview/11094407950535737636). В составе хора мальчиков известные ныне музыканты: А. Петров, Д. Власенко, А. Немзер, А. Башков, Л. Овруцкий и многие другие.

В концерте 24 апреля участвовали около 40 мальчиков, 24 юношей и 14 мужчин. На едином дыхании управлял хором лауреат Международных конкурсов, кандидат искусствоведения А.К. Петров. Концепция цикла дирижером была выстроена целостно, согласно всем указаниям композитора исполнена нюансировка и главное, – глубоко воплощено духовное содержание. Слушателей восхитило доскональное знание дирижером всех партий цикла наизусть и чуткое следование за драматургией каждого номера.

Существенно, что А.К. Петров исполняет «Всенощную» Рахманинова с различными составами Академии хорового искусства уже в течении восемнадцати лет. В 2005 году лауреат I премии Первого Московского конкурса хоровых дирижеров он удостаивается права заменить своего заболевшего профессора, народного артиста СССР В.С. Попова в значимых гастролях. По линии культурного обмена между Россией и Бельгией в рамках Международного фестиваля «Европалия» в разных городах страны «Всенощное бдение» Рахманинова прозвучало семикратно в исполнении студенческого хора АХИ.

Как и при жизни В.С. Попова, впоследствии «Всенощное бдение» постоянно исполнялось во время регулярных европейских гастролей. Особенно яркие впечатления остались у молодого маэстро от исполнения цикла хором студентов с участием мальчиков в прекрасном зале Кёльнской филармонии.

В Москве отметим исполнение цикла А. Петровым в Большом зале консерватории, в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с хором ЮНЕСКО (большую часть которого составляли студенты Академии), в Лютеранско-евангелическом Кафедральном Соборе Святых апостолов Петра и Павла (2018) и ряд других.

А.К. Петров занимался исторической реконструкцией, следуя идеям композитора и первого дирижера премьеры «Всенощной» Н. Данилина, который был апологетом ансамблевого исполнения. Возвращаясь к премьерным репетициям, отметим, что Николай Михайлович готовил исполнение второго номера № 2 «Благослови, душе моя» на текст 102 псалма и мелодию греческого распева для показа Рахманинову пультом альтов. Автор настаивал, чтобы пела солистка Большого театра, также как и соло тенора в № 5 «Ныне отпущаеши», фрагменты в четвёртом «Свете Тихий» и девятом номере «Благословен еси Господи» изначально пели пультом, что также и помечено автором в партитуре.
В результате, ансамблевое исполнение было утверждено церковным начальством.

В своей интерпретации А. Петров последовал исторической правде и Синодальной традиции: ансамблевое исполнение этих разделов прозвучало органично, свежо и убедительно. Весь цикл был исполнен светло, вдохновенно и торжественно, а все его развитие было устремлено к трем заключительным номерам: №№ 13, 14 и 15. Несомненно, С. Рахманинов мыслил воскресные тропари «Днесь спасение», «Воскрес из гроба» и песнопение «Взбранной Воеводе» как грандиозный финал.

Исполнение «Всенощного бдения» А. Петровым и хором Академии хорового искусства с хором мальчиков также завершилось торжественным пасхальным ликованием.

Еще раз подчеркнем, что полная историческая реконструкция состоялась благодаря успешному выступлению не только опытных взрослых певцов, не раз исполнявших эту прекрасную музыку, но и совсем юных участников хора мальчиков, некоторым из них едва исполнилось 9-10 лет. В целом, младшие певцы справились с исполнением такой сложной программы, Однако отметим, что не надо забывать, что современная жизнь побуждает наши коллективы и, в том числе, хор мальчиков постоянно заниматься выучиванием нового репертуара и очень мало уделять времени и внимания вокальной технике и работе над звуком.

Жизненно необходимо обратить свои взоры вспять и вспомнить, сколько времени уделяли собственно вокальной работе именно на хоре А.В. Свешников, Ю.М. Уланов, В.С. Попов для достижения идеального звука, ансамбля в партиях и свободе исполнения.

Поздравляем всех участников концерта!
Особенно горячо поблагодарим наших выпускников, поддержавших своим профессионализмом хор юношей:

Богдана Петренко – руководителя Московской хоровой капеллы мальчиков имени Вадима Судакова;

Ивана Пехова – руководителя народного коллектива академического хора «Кредо»;

Всеволода Ходоша – хормейстера Государственного академического Московского областного хора имени А.Д. Кожевникова и руководителя заслуженного коллектива Камерный хор «Кант» (г. Великие Луки);

Глеба Ананьева – ведущего солиста Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова и солиста Арт-хора «Вокалион»!

Специально поздравляем и награждаем призом зрительских симпатий – Алексея Кирилловича Петрова, а также всех причастных к концерту с пожеланиями дальнейших творческих успехов!

Онлайн-трансляции

Подробнее

Фотоальбомы

Все фото

Видеозаписи

Все видео

Аудиозаписи

Все аудио

Онлайн-трансляции

Концертный хор мальчиков

Концерт 27 ноября 2014. Фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×