Концерт вокальной музыки. Класс проф. Любови Шарниной
Большой зал Академии |
«Музыкальное путешествие». Класс проф. Светланы Оссовской
Большой зал Академии |
«Наталия Никулина приглашает». Вокальный концерт
Большой зал Академии |
Гала-концерт к 90-летию со дня рождения Виктора Сергеевича Попова
Большой зал Московской консерватории |
«Виктор Попов и его время». В честь 90‑летия В.С. Попова
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Концерт органного класса «Немецкая и французская музыка XVII — XX столетий»
Большой зал Академии |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
Максимова Александра Евгеньевна – музыковед, органистка, педагог. Кандидат искусствоведения (2008), доцент (2009). С декабря 2022 года – заведующий учебным отделом Хорового училища имени А. В. Свешникова.
Образование: выпускница Детской хоровой школы «Весна» (1990). Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (1995, теоретико-композиторский факультет), Московскую консерваторию по специальности «Музыковедение» (2000; класс проф. М. А. Сапонова), по специальности «Орган» (2001; класс проф. Н.Н. Гуреевой), аспирантуру консерватории по специальности «Музыкальное искусство» (2003; класс проф. Е.Г. Сорокиной). Прошла стажировку на кафедре органа и клавесина МГК (класс доц. Д. В. Дианова).
Профессиональная деятельность: в 1999 ‒ 2002 годы работала в Вечерней музыкальной школе Сектора педагогической практики, с 2000 по 2001 год в Методическом кабинете кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. С 2001 года преподаватель, с 2008 года по настоящее время доцент кафедры истории русской музыки МГК имени П. И. Чайковского. С 2007 по 2012 годы сотрудник научно-исследовательского центра «Наследие» кафедры истории русской музыки консерватории. Принимала участие в организации и проведении международных фестивалей и конференций.
С 2006 по 2012 годы преподаватель органа в МГДМШ имени И. О. Дунаевского, с 2012 по 2022 годы – в ДМШ имени А. Т. Гречанинова (среди учеников лауреаты и дипломанты конкурсов). Работала в жюри Всероссийских конкурсов юных органистов. Как органистка регулярно вела концертную деятельность, выступала в ансамбле с солистами, хоровыми коллективами и оркестрами.
Публикации:Монография
• Русский балетный театр екатерининских времён. Россия – Запад. М., «Композитор», 2010.
Учебное пособие
• Максимова А. Е., Наумов А. В. Русский музыкальный театр. Путь сквозь века. Краткий хронограф. Учебное пособие. М.: ООО Самполиграфист, 2020. 244 с. ISBN 978-5-00166-212-9.
Статьи:
• Придворные представления в Италии начала XVII века // Балет. № 98–99. 1998. С. 38–41.
• Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера // Старинная музыка. № 4. 1999. С. 25–28.
• Балетто Фабрицио Карозо и его трактат «Благородство дам» (Nobiltà di dame) // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: материалы научно-практической конференции. М., 1999. С. 58–68.
• Балетные сцены в драматических спектаклях времён Екатерины II: диалог России и Запада // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной научной конференции / Научные труды МГК. Сб. 43. М, 2003. С. 240–249.
• По следам балетов Новера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 1. М., 2004. С. 277–294.
• Музыкальный стиль театрального танца на рубеже XVIII — XIX веков (к проблеме возникновения русского симфонизма) // Русская музыка. Рубежи истории: материалы международной научной конференции. Научные труды МГК. Сб. 51. М., 2005. С. 248–259.
• Балеты Висенте Мартин-и-Солера в Санкт-Петербурге: «Покинутая Дидона» и «Оракул» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 2. М., «ГИТИС», 2005. С. 159–173.
• Жанр — форма — драматургия в санкт-петербургских балетах В. Мартин-и-Солера // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. Материалы международной научной конференции. Научные труды МГК. Сб. 59. М., 2007. С. 35–56.
• Рукописные балетные партитуры В. Мартин-и-Солера и К. Каноббио в архивах Санкт-Петербурга // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 4. М., 2008. С. 158–169.
• Оркестр в балетных партитурах В. Мартин-и-Солера и К. Каноббио // Музыковедение. № 5. 2008. С. 24–35.
• Русский балет конца XVIII — начала XIX века: в поисках либретто // Наследие. Русская музыка — мировая культура. Вып. 1. М., 2009. С. 24–36.
• Петербургские «амуры» Психеи, или партитура балета П. Гарделя // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 5. М., 2010. С. 168 -174.
• Танец в итальянских театральных представлениях позднего Возрождения и трактат Фабрицио Карозо «Благородство дам» (1600); Фабрицио Карозо да Сермонета. Благородство дам. Перевод и комментарии // Научный вестник Московской консерватории. № 2, 2010. С. 106-134.
• Музыкальные жанры в трактате Фабрицио Карозо «Благородство дам» (Nobiltà di dame, 1600); Фабрицио Карозо да Сермонета. Благородство дам. Перевод и комментарии // Научный вестник Московской консерватории. № 3, 2011. С. 56-93.
• Два «Дон Жуана» // Музыкальная академия. № 1, 2012. С. 75-85
• Историческое представление «Начальное управление Олега» (1790) // Музыковедение. № 12, 2012. С. 7 -22. [совместно с Е. Ковалёвой].
• «Ахридеич» – опера-сказка Э. Ванжуры на либретто Екатерины II // Opera Musocologica. № 4 [14], 2012. С. 25-73.
• Гатчинские балеты А. Пари и Дж. Сарти 1799 года: неизвестные источники // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей / М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 251 с. С. 78-96.
• Балет в опере и опера-балет (русский музыкальный театр конца XVIII века) // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — 560 с., нот., ил. ISBN 978-5-89598-295-2. С. 31-39.
• «Идалида» – «Армида» – «Андромеда», или Балеты в санкт-петербургских операх Джузеппе Сарти» // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 7 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. — 280 с., нот., ил. — (Науч. тр. Моск. гос. консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 79). ISBN 978-5-89598-312-6 (в обл.). С. 183 – 207.
• Собрание рукописных балетных партитур К. Кавоса в Санкт-Петербурге // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 7 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. — 280 с., нот., ил. — (Науч. тр. Моск. гос. консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 79). ISBN 978-5-89598-312-6 (в обл.). С. 215 – 250.
• «Ундина» П. И. Чайковского. Проблема реконструкции композиторского замысла и публикации в составе Академического полного собрания сочинений // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. М.: Театралис, 2015. 360 с. С. 56-68.
• Нить Ариадны (балет П. Шевалье де Бриссоля на музыку В. Мартин-и-Солера) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., № 1 (42), 2016. 214 с. С. 67-78.
• Балет «Кора и Алонзо, или Дева Солнца» Ш. Дидло и Ф. Антонолини // Opera Musicologica, № 3 [29], 2016. С. 15-31.
• «Американцы» в России: опера Е. Фомина и балет К. Каноббио // Проблемы музыкальной науки, № 4, 2016. С. 135-141.
• «Ундина» П. И. Чайковского. История и судьба оперы // Музыка в системе культуры: Науч. вестн. Урал. консерватории. Вып. 11. Чайковскому посвящается [Текст]: по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч. 1 / [отв. ред., сост. Е. Е. Полоцкая]; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. – Екатеринбург : УГК, 2016. – 122 с. С. 46-77.
• П. И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений. Серия I, т. 3. Ундина. Опера в трех действиях Либретто В. А. Соллогуба по книге «Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф. Ламотт Фуке, на русском в стихах В. А. Жуковским». Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано. Научный редактор А. Е. Максимова. Челябинск: MPI, 2016. 312 c. ISBN: 978-5-9628-0208-4.
• Максимова А. Е. Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса // Обсерватория культуры, № 14(2), 2017. С. 198-207.
• Максимова А. Е. «Русская быль» Катерино Кавоса // Музыковедение. № 7, 2017. С. 26-36. ISSN: 2072-9979.
• Максимова А. Е. Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса // Обсерватория культуры, № 14(2), 2017. С. 198-207. Импакт-фактор РИНЦ 2016 0,106.
• Максимова А. Е. Музыка и балет в пьесе А. Шаховского «Аристофан, или представление комедии “Всадники”» // Вестник СПбГУ, т. 7, вып. 4, 2017. С. 382-394. Импакт-фактор РИНЦ 2016 0,092. ISSN: 2221-3007.
• Максимова А. Аллегорический пролог в русском музыкальном театре второй половины XVIII века // Музыкальная Академия, № 2 (762), 2018. С. 42-50.
• Максимова А., Пастушкова А. Опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, № 3 (26), 2018. С. 80-96.
• Максимова А. Е. Музыкальный театр Екатерининского времени. Опера «Скупой» // Буклет-путеводитель по проекту «Русская классика – музыка мира». М., музыкальный журнал, 2018. С. 46-55.
• Максимова А. Е. «Сон Энея» и балетная музыка Дж. Сарти в России // Моцарт в пространстве и времени / сост. С. Г. Мураталиева. М., Московская консерватория, 2019. 256 с. С. 183-194.
• Максимова А. Е. «Любовная почта» Катерино Кавоса и Александра Шаховского // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 8 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: Московская консерватория, 2015. 328 с. С. 33–50. ISBN 978-5-89598-380-5.
• Максимова А. «Граф Кастелли» Ивана Вальберха: балет на сборную музыку // Музыкальная Академия, № 3 (771), 2020. С. 96-103.
• Михайлова В. С., Максимова А. Е. Реквием О. А. Козловского // Музыка в си¬стеме культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – 2021. – Вып. 25. – С. 24–36.
• Максимова А. Е. Семантика оркестровых тембров в балетных партитурах К. Кавоса. // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: исторические метаморфозы. Материалы IV Международной научной конференции, 13-15 апреля 2021 г./ред.-сост. Н. В. Пилипенко / Российская академия музыки имени Гнесиных. – М.: РАМ имени Гнесиных, 2021. – 153 с. С. 71-72.
• Максимова, Александра. “К истории балета П. Шевалье де Бриссоля
‘Деревенская героиня’ (1800)”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 11, no. 1 (2021): 4–20. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.101
• Александра Максимова. Балет в творческом наследии А. Шаховского и К. Кавоса // Русская музыкальная историография : прошлое, современность, перспективы : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции к 80-летию кафедры истории русской музыки. М., «Московская консерватория», 2022. 384 с. С. 133-146.
Научный редактор:
• П. И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений. Серия I, т. 3. Ундина. Опера в трех действиях Либретто В. А. Соллогуба по книге «Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф. Ламотт Фуке, на русском в стихах В. А. Жуковским». Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано. Челябинск: MPI, 2016.
Редактор-составитель в изданиях:
• Гедике А. Ф. Сочинения для органа. Вып. 1–9. М., 2008. Совместно с Н. В. Малиной.
• Буклет Международного фестиваля и II научной конференции «Наследие: русская музыка – мировая культура. XVIII – XIX век». М., 2009. Совместно с Е. С. Власовой.
Дискография
• «Органная музыка московских композиторов – педагогов московской консерватории: от истоков до современности» (Московская консерватория, 2008).
• «Евгений Голубев. Избранные сочинения» (Московская консерватория, 2012).
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!