Концерт вокальной музыки. Класс проф. Любови Шарниной
Большой зал Академии |
«Музыкальное путешествие». Класс проф. Светланы Оссовской
Большой зал Академии |
«Наталия Никулина приглашает». Вокальный концерт
Большой зал Академии |
Гала-концерт к 90-летию со дня рождения Виктора Сергеевича Попова
Большой зал Московской консерватории |
«Виктор Попов и его время». В честь 90‑летия В.С. Попова
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Концерт органного класса «Немецкая и французская музыка XVII — XX столетий»
Большой зал Академии |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.
Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.
Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.
Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.
Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.
После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, по направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921−1923).
С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Этот период имеет чрезвычайно большое значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».
В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.
В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР. Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937−1941). Сохранив лучшие кадры старых мастеров пения, Свешников пополнил состав певцов молодыми, свежими голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя великого просветителя.
Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР.
Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.
С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных — все то, что еще с детства трогало сердце, что звучало в душе родным напевом. Интуиция его — человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, — безошибочно определяла лучшее, нужное.
С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен. Здесь вспомнились занятия композицией в юные годы. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодии; его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений.
Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР, ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.
С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги… Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане: «Это хор сильный и гибкий; временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти».
Многие из классических произведений, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников − не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа − Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.
С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков.
Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.
В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944−1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.
Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы — бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время.
Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них — художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927−1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921−2007), профессора Московской консерватории − Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931−2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934−2008), К.Б. Птица (1911−1983), Л.Н. Павлов и многие другие.
С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948−1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.
Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он − крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).
При подготовке материала использованы фрагменты книги К. Птицы
«Мастера хорового искусства в Московской консерватории»: «Александр Васильевич Свешников».
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!