«Оперный класс. Римский-Корсаков Гала»
Филармония-2, Мичуринский просп, Олим.дер. 1 |
Концерт кафедры фортепиано «В созвучии рояля» |
«Аве Мария». Концерт для всей семьи
Собор Петра и Павла. Старосадский п., 7. |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
В.С. Попов − выдающийся русский хормейстер, педагог, создатель певческой школы, ученый-методист, основатель нескольких хоровых коллективов и высшего учебного заведения − принадлежит к кругу тех, кто определяет лицо отечественной культуры. Подвижническая деятельность Виктора Попова почти полвека служила сохранению и развитию традиций русского хорового искусства. Своим трудом и талантом он обеспечил перспективу развития российской хоровой культуры, воспитав несколько поколений певцов, хормейстеров, солистов, педагогов и просвещённых любителей музыки.
В.С. Попов − основатель и руководитель Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (1970), Академии хорового искусства (1991), главный дирижер (1977) и художественный руководитель (1983) Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, заслуженный артист РСФСР (1977), народный артист РСФСР (1983), Народный артист СССР (1989), профессор (1990), лауреат премии Ленинского комсомола (1980), премии правительства Москвы в области литературы и искусства (1996), Государственной премии Российской Федерации (2001), премии «Триумф» (2004), награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени (2005), орденом Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского (2006), французским орденом Искусства и литературы (1991). Таковы только основные регалии, свидетельствующие об общественном признании художника.
«Маг хорового искусства», «лучезарная русская душа», «харизматический руководитель» − такие эпитеты устойчиво закрепились за Виктором Поповым в откликах зарубежной прессы. «Хоровая империя Виктора Попова» − в такой ранг были возведены хоровые коллективы Попова в рецензии одного из самых жестких отечественных музыкальных критиков.
Как же начиналась жизнь этого удивительного художника? Оказывается, в начале его пути вопрос стоял просто о выживании…
Виктор Попов: «Я родился в Тверской губернии, в маленьком городе Бежецке. Мой отец, Сергей Петрович Попов (1915-1934), умер, когда мне было десять дней. Маму, Александру Михайловну Попову (1915-1948), я знал до двенадцати лет. Она была талантливым человеком. В народном творчестве существует такой вид пения − плач. Так вот, она была плакальщицей, а это уникальное явление. В нашем маленьком городе ее часто приглашали оплакивать. Видимо, ее дарование как-то передалось и мне. Я стал петь.
Моя артистическая биография началась рано, в годы войны. Мы жили в тридцати километрах от линии фронта. Вокруг была разруха, голод, а поскольку я не только пел, но и плясал, мои дарования зачастую использовались взрослыми, прямо скажем, в неблаговидных целях: я должен был отвлекать караульных, пока кто-то из взрослых добывал на продовольственном складе пропитание.
Это было в 1945 году, в сентябре. Мне уже было десять лет. В Бежецке, где я родился, моя бывшая учительница музыки из детского сада, Ольга Лобанова, услышала по радио, что набираются мальчики в хоровое училище. Помня, что у меня есть голос, она сказала о наборе моей матери, та списалась со своей сестрой, которая жила под Москвой, в Мытищах, и мы приехали.
На другой день мы попали в хоровое училище. Когда я пришел, внизу за дверью в большом зале как раз были занятия хора. На самом деле это очень маленький зал, но он считался большим, а зал на втором этаже − малым. Пока мальчики пели, мы поднялись в кабинет Свешникова. Там я спел: «Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай». Александр Васильевич и Николай Иванович Демьянов меня прослушали и решили, что я подхожу.
Я остался в училище. Меня одели в особую форму, мою одежду мать забрала, и я сразу перешел как будто в детдом. Но детдома не чувствовалось. Было много москвичей, и ощущалась какая-то совершенно особая атмосфера».
После этого мальчик свою маму больше не видел, так как вскоре она умерла после долгой тяжелой болезни. Училище стало его родным домом.
Поступив в 10-летнем возрасте в хоровое училище, только что созданное А.В. Свешниковым «по образу и подобию» Синодального, Виктор Попов стал, сам того еще не осознавая, наследником многовековой культурной традиции.
К моменту окончания училища в 1953 году Виктор Попов проявил себя и как хормейстер, и как педагог. За восемь лет, проведенные в хоровом училище, он прошел путь, который многим не удается пройти и за всю жизнь. Все, что предоставила ему судьба в лице государства, попало на благодатную почву. Начав «с нуля», он выстроил свою жизнь и судьбу сам. Он видел примеры, достойные подражания, и выбрал дорогу созидания, преданности своему делу, полной самоотдачи.
Во время учебы в Московской консерватории в классе Владимира Павловича Степанова, а затем Александра Борисовича Хазанова Виктор Попов начал самостоятельную преподавательскую и хормейстерскую работу. Все начиналось с детских музыкальных школ в Красногорске и в Тушине. Уже на третьем курсе, это был 1957 год, Попов получил приглашение от Владислава Геннадиевича Соколова подготовить программу с его детским хором для фестиваля и затем работал с ним до 1964 года.
В 1964 году к Попову обратился Владимир Сергеевич Локтев с просьбой помочь в ансамбле Дворца пионеров. С этим хором Виктор Попов выступал во Франции.
Два года (1958−1960) молодой специалист преподает в Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потемкина, где при его непосредственном участии открывается музыкально-педагогический факультет.
Десять лет (1960−1970) были посвящены работе в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, причем в течение четырех лет Попов был деканом сразу трех факультетов: дирижерско-хорового, историко-теоретико-композиторского и народных инструментов. В 1974−1975 годах он заведовал кафедрой хорового дирижирования института.
В 1970 году Виктор Попов принимает два важнейших, судьбоносных решения. Во-первых, по приглашению Александра Васильевича Свешникова возвращается в альма-матер — становится дирижером хора мальчиков Московского хорового училища, во-вторых − создает Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Последующие двадцать лет Попов заботливо растит оба коллектива, создает свою концепцию репертуара, объединяет единомышленников, налаживает творческие контакты с композиторами, симфоническими дирижерами, много гастролирует в России и за рубежом.
В восьмидесятые начинается работа Попова в Московской консерватории. На кафедре дирижирования он проработал с 1980-го по 1993 год, ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1989 году он организует мужской хор из старшекурсников и выпускников Хорового училища, а через два года на основе Училища − Академию хорового искусства. Приказ о создании академии был подписан в конце 1991 года, а первые студенты приступили к занятиям в сентябре 1992. Классическое направление в творчестве хормейстера получило мощнейший импульс для развития. В его руках оказался полный спектр хоровых составов, которые можно сформировать из голосов мальчиков, юношей, а также мужских и женских голосов. С этим коллективом за шестнадцать лет работы Виктор Попов сумел воплотить свои самые смелые, самые сокровенные замыслы. Состоялись тысячи концертов, исполнены тысячи произведений, воспитаны сотни музыкантов, создан мощный оплот национальной хоровой культуры.
Поражает интенсивность исполнительской деятельности хормейстера на протяжении всего долгого пути в искусстве. Поистине исполинский репертуар созданной Виктором Поповым Академии хорового искусства представляет музыку разных эпох и стилей: от знаменного пения до рок-оперы, от Всенощной Рахманинова до саундтрека к фильму «Властелин колец».
Коллективы и солисты Академии участвуют в больших проектах в содружестве с представителями самых разных художественных направлений. Ежегодные фестивали в Ольденбурге, Рейнгау, Кольмаре, выступления со всемирно известными певцами, дирижёрами, премьеры произведений выдающихся композиторов, театральные постановки культовых режиссёров − и это далеко не исчерпывающий перечень музыкальных событий с участием коллективов Виктора Попова.
Хоровое исполнительство заполняло его творческий мир во всех своих формах: академическое и самодеятельное, детское и взрослое. В его руках были детские, юношеские хоры, хор мальчиков, мужской хор, камерные, смешанные и большие сводные хоры.
Он сказал новое слово в воспитании детского голоса, перекинув мост через ранее непреодолимую пропасть мутационного периода.
Он создал все условия для появления солиста нового типа − с детства воспитывавшегося именно в недрах певческой школы, мыслящего музыканта, готового к самостоятельной творческой жизни. И в этой области он нашёл единомышленников − крупнейших специалистов в области вокала, предоставив им все условия для творчества.
Он создал вокально-хоровую школу на основе развития многовековых отечественных традиций, выстроил систему вокально-хорового образования, единую от начального до высшего звена.
Он вырастил собственную хормейстерскую школу − учеников, которые продолжают его дело.
Он способствовал развитию отечественной композиторской школы, исполняя сочинения современных композиторов самых разных направлений.
Он создал в своих интерпретациях особый художественный мир, где любое произведение, независимо от масштаба, это высказывание о самом главном: о жизни и смерти, о небесном и земном.
Он был и особым педагогом. Он воспитывал не ученика, а человека, не певца, а музыканта. «Это уже не просто певец, это Музыкант» — высшая похвала в его устах.
Во всём этом проявляется единство отношения к профессии, к музыке, к ученикам, то единство, которое позволяло Виктору Попову полвека держать в своих руках важнейшие нити развития отечественной культуры. В перспективе ближайшего к нам семидесятилетнего периода ясно вырисовывается линия преемственности. 40-50-е годы − А.В. Свешников, 60-е − А.А. Юрлов, 70-2000-е годы − В.С. Попов. Каждый из них является уникальной художественной личностью, их заслуги перед отечественной культурой невозможно переоценить, каждый из них не только продолжал, но и создавал традицию, исполнительскую школу.
При подготовке материала использованы фрагменты книги Н. Сербул
«Виктор Попов. Хор как жизнь» и статьи «Виктор Попов и русское хоровое дело».
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!