Зачёты-концерты оперного класса Академии
Спортзал Академии |
Рождественский концерт ПЦК фортепиано Хорового училища им. А.В. Свешникова
Концертный зал Академии |
«Ёлочные игрушки»
Концертный зал Академии |
Гала-концерт «Московской зимней недели музыки»
Рахманиновский зал Московской консерватории |
Юбилейный концерт хорового училища имени А.В. Свешникова
Большой зал Московской консерватории |
Главная цель Академии − сохранение и развитие в новых исторических условиях традиций национального певческого искусства, зародившегося после Крещения Руси (988) в лоне православной культуры именно как искусства хорового − первородного и основополагающего для России. Как известно, хоровое пение ставилось во главу угла в деле массового музыкального воспитания в России с древнейших времен и до 70-х годов XX века.
Первые профессиональные хоры на Руси — Государевых и Патриарших певчих дьяков (XV−XVI вв.) — состояли, как известно, только из мужчин, а впоследствии пополнились мальчиками, нуждавшимися в специальном обучении. Поэтому наиболее крупные хоры, продолжившие их традиции, − Синодальный хор в Москве и Придворная певческая капелла в Петербурге − соединяли в своей деятельности две музыкально-практические функции − исполнительскую (богослужебную, концертную) и учебно-образовательную. Однако система обучения певчих и регентов в России, складывавшаяся веками, была разрушена после 1917 года — одновременно с роспуском Синодального хора и ликвидацией Синодального училища (1918).
Первым шагом к восстановлению утраченной системы образования было открытие в 1944 году Московского хорового училища (ныне носящего имя своего основателя — выдающегося музыканта, дирижера-хормейстера Александра Васильевича Свешникова), в которое принимались мальчики с хорошим певческим голосом и музыкальным слухом. Завершило этот исторический процесс образование профессором В.С. Поповым высшего учебного заведения — Академии хорового искусства. При этом, в отличие от главных дореволюционных хоров России и училищ при них, Академия является светским музыкальным учебным заведением.
Система профессионального воспитания в Академии хорового искусства возрождает изначально свойственное России единство обучения сольному и хоровому пению. Традиционная черта русского хорового пения − безупречно ровное, протяженное, льющееся звучание с естественным и свободным звукоизвлечением. Этой особенностью национальной школы хорового пения a cappella обусловлено пристальное внимание хормейстеров Академии к сугубо певческой природе звуковедения и вокальной техники певца хора, что является основой воспитания и музыканта-вокалиста.
Хор Академии хорового искусства − это:
- основа образовательной деятельности училища и вуза;
- ключевая форма творческой жизни учебного заведения;
- важнейший источник приобретения профессиональных навыков для учащихся и студентов.
Хоровой класс занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки Академии. Взрослея и переходя из одного учебного коллектива в следующий (хор мальчиков − хор юношей − камерный студенческий хор − Большой хор студентов), обучающиеся имеют уникальную возможность получить самое широкое представление о музыкальной культуре в целом, пройти все ступени становления музыканта от певца до руководителя. Особенность образовательного процесса заключается в рациональном сочетании учебной и концертной деятельности. Студенты и учащиеся регулярно участвуют в подготовке и исполнении концертных хоровых программ различных национальных школ, жанров и стилей под руководством выдающихся дирижеров современности.
В числе лучших достижений хоровых коллективов Академии − многократное участие в ряде крупнейших музыкальных фестивалей: в Bregenzer Festspiele (Австрия), Festival International de Colmar (Франция), Rheingau Musikfestival (Германия) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Рождественский фестиваль духовной музыки», «Черешневый лес», «Большой фестиваль РНО» и др.).
С момента образования высшего учебного заведения хоры Училища и Академии выступали с такими прославленными российскими и зарубежными дирижерами, как Е. Светланов, В. Спиваков, В. Федосеев, Х. Риллинг, Р. Баршай, Т. Зандерлинг, М. Плетнев, Ю. Темирканов, В. Гергиев, Ю. Симонов, В. Синайский, А. Дзедда, И. Марин, Дж. Конлон, С. Сондецкис, А. Лазарев, П. Коган, Я. Латам-Кениг, Ю. Башмет, А. Рудин, В. Чернушенко, Т. Курентзис, В. и Д. Юровские.
Счастливо сложилась судьба хора в творческом содружестве с выдающимися певцами нашего времени Р. Аланья, Ч. Бартоли, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Герзмавой, М. Гулегиной, Ж. ван Дамом, М. Кабалье, Х. Каррерасом, Е. Образцовой, М. Касрашвили, С. Лейферкусом, Л. Казарновской, А. Нетребко, Суми Йо, Ш. Сиссел, Р. Флеминг, Дм. Хворостовским, О. Перетятько.
Сводный хор Академии (около 200 певцов) включает в себя хор мальчиков (7−14 лет), хор юношей (16−18 лет), камерные студенческие курсовые хоры (юноши и девушки 18−25 лет) и мужской хор, где, помимо студентов, поют и бывшие воспитанники Училища и Академии. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнять художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов.
Хор Академии постоянно поддерживает свой высокий профессиональный рейтинг. Свидетельством этому служат неослабевающий ритм концертной деятельности (около 50 концертов в год), победы на международных конкурсах исполнительского мастерства, регулярные приглашения к участию в крупных художественно-музыкальных акциях международного уровня, более 40 записанных компакт-дисков.
Художественное руководство хоровыми коллективами Академии осуществляет выпускник Училища и Академии, ученик и творческий последователь В.С. Попова, дирижер Алексей Петров.
Подробнее о хоровых коллективах Академии вы можете прочитать в разделе «Хоровые коллективы».
Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!