Предметно-цикловая комиссия музыкально-теоретических дисциплин

Основной принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Хоровом училище был заложен А.В. Свешниковым при его создании в 1944 году, а именно: теория музыки неразрывно связана с художественным воспитанием учащихся и формированием их исполнительских навыков. Этот принцип сохраняется до наших дней и предполагает высокий уровень преподавания сольфеджио и остальных теоретических предметов.

Уникальность начального этапа становления Хорового училища состоит в том, что первые педагоги, приглашённые
А.В. Свешниковым, были носителями традиций дореволюционного хорового образования (в том числе, музыкально-теоретических). Напомним, что к началу XX века эти традиции сохранялись и развивались в Синодальном училище церковного пения.

Структура Хорового училища, организационные принципы и учебные планы были непосредственно заимствованы из Синодального училища, а его выпускники стали преподавать во вновь созданном Хоровом училище: преподаватель сольфеджио и хормейстер младшего хора, «душа училища» – Николай Иванович Демьянов, преподаватели сольфеджио Алексей Алексеевич Сергеев, Александр Филимонович Гребнев, Николай Лукич Кудрицкий. Отметим, что первые педагоги сольфеджио и теории музыки часто являлись хормейстерами. Они формировали в воспитанниках Московского государственного хорового училища подлинную музыкальную культуру.

Особое место в этой плеяде занимал Н.И. Демьянов. Его учителями в Синодальном училище были С.В. Смоленский,
В.С. Орлов, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков. После революции он продолжал работать в области хорового исполнительства и просвещения, готовящего кадры дирижёров и исполнителей профессиональных хоров. Общение
Н.И. Демьянова с «синодалами» не прекращалось и в военные годы.

В училище работали также известные педагоги братья Щедрины: преподаватель теории и истории музыки Константин Михайлович и преподаватель сольфеджио, хормейстер Евгений Михайлович – отец и дядя композитора Р.К. Щедрина.

Со времени создания Хорового училища сменилось не одно поколение педагогов-теоретиков. Высокий профессионализм внесли преподаватели Московской консерватории Ф.Ф. Мюллер,
В.В. Соколов, Т.В. Оболадзе, Г.В. Крауклис. Особую значимость имела деятельность Федора Федоровича Мюллера, который преподавал в училище семнадцать лет (1950−1967 годы). Он вел сольфеджио, гармонию, полифонию и анализ музыкальных форм в старших классах и все эти годы являлся бессменным заведующим теоретическим отделом.

Новым этапом в жизни училища стали 60-е годы, которые прошли под знаком «отлучения» от отеческой опеки со стороны педагогов «старой гвардии», сохранения достигнутого и поиска новых путей. Ушли из жизни Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, К.М. Щедрин. Перешли на работу в Консерваторию Ф.Ф. Мюллер и Г.В. Крауклис. Наступило время выпускников Хорового училища.

Преподавание музыкально-теоретических предметов перешло в крепкие профессиональные руки нового поколения, преподавателей Э.Ф. Леонова, В.Г. Агафонникова, В.И. Тусеева. Новые веяния, новую информацию принес с собой
Г.И. Гладков. Преподавание музыкальной литературы было поручено профессиональному и требовательному педагогу
М.А. Леоновой.

Целая эпоха в преподавании сольфеджио (1967-1982 годы) связана с педагогической деятельностью Е.Д. Ромодановской, которая обеспечила стабильно высокий профессионализм нескольким поколениям выпускников, благодарных ей и по сей день. Долгие годы проработали в училище и воспитали талантливых учеников такие замечательные педагоги, как
В.И. Кирнарская, Е.В. Коптева, Л.Н. Сергеев, К.Д. Строганова, И.В. Лихачёва.

В 70-е годы, с приходом в училище В.С. Попова, музыкально-теоретические предметы надолго приобрели статус специальных дисциплин. По рекомендации Ф.Ф. Мюллера в Хоровом училище стали преподавать выпускницы Московской консерватории О.П. Цуканова (1975 год) и Н.Б. Сербул (1977 год), ставшие ведущими педагогами-методистами теоретического отдела. В этот период произошел переход на 11-летнее образование, потребовавший создания новых учебных программ и значительно расширивший исполнительские возможности коллектива.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации О.П. Цуканова руководила теоретическим отделом до 1992 года, продолжая традиции учебного заведения в духе знаменитых своих предшественников, приглашенных А.В. Свешниковым, и особенно Ф.Ф. Мюллера. Она не только ведущий педагог-теоретик, автор многих программ, учебников и пособий, дидактических материалов по теоретическим предметам СПО, но главное − верный соратник В.С. Попова, стратег развития образования, держатель профессиональных традиций.

Она создала первый методический электронный «пакет» по гармонии, который содержит следующие, теперь уже опубликованные труды: «Программа», «Задания по гармонии: Секвенции», «Задачи по гармонии для хорового училища», «Дидактический материал по гармонии. Учебно-методическое пособие в 2-х частях для студентов музыкальных училищ». Она является автором актуальных программ и пособий по элементарной теории музыки и сольфеджио, назовем: «Гармоническое сольфеджио: Пособие по слуховому анализу для 8-11 классов», «Четырёхголосные диктанты». Эти и другие методические и научные издания педагогов ПЦК и кафедры можно найти на сайте АХИ: http://lib.axu.ru/jsp/RcWebBrowse.jsp

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Н.Б. Сербул тридцать лет являлась ведущим педагогом теоретического отдела и автором многих программ и материалов по теоретическим предметам СПО. В годы становления Академии хорового искусства О.П. Цуканова и Н.Б. Сербул внесли неоценимый вклад в создание кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства, совершенствовать ее базовое звено — училище.

По инициативе Н.Б. Сербул стала активно разрабатываться тема преемственности традиций отечественного музыкального образования, изучаться традиции учителей Синодального училища. Сфера научных интересов музыковеда содержит актуальные для училища темы, такие как:
− роль выпускников Синодального училища церковного пения в организации учебного процесса при создании А.В. Свешниковым
Хорового училища;
− обобщение творческих достижений коллектива за период с 1970-го года по настоящее время.

Нельзя переоценить труды Н.Б. Сербул в изучении творческого пути В.С. Попова, а именно, создание первого монографического исследования «Хор как жизнь».

Особое место в педагогическом составе теоретиков занимала С.О. Рачковская (1986-2008 гг.). Ее выдающаяся педагогическая и воспитательная деятельность являет собой близкий к эталону образец преподавания начального курса сольфеджио. Рачковская обеспечила преемственность в преподавании сольфеджио и позволила безболезненно пережить следующий переломный период. Как и в былые времена, пение стало главной формой работы на уроках сольфеджио. С.О. Рачковской создано «Пособие для сольфеджирования» (в двух частях для 1-4 и 5-6 классов Хорового училища), которое востребовано в учебном процессе, а также учебно-методическое пособие под редакцией О.П. Цукановой «Методика музыкального диктанта» (1−7 классы).

В начале 90-х годов, в период создания Академии хорового искусства возникла очередная необходимость обновления педагогического состава Хорового училища. Чрезвычайно плодотворным стало появление в нашем коллективе Е.В. Армишевой, М.В. Цукановой, Н.А. Яновской, Л.Р.
Тухмановой, Л.Л. Фишкиной и Н.В. Сивограковой.

М.В. Цуканова, кандидат искусствоведения преподает в Хоровом училище все теоретические предметы с 1990 года и по настоящее время. В период 2003-2010 годов она выполняла обязанности председателя предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин, а с 2011 года руководит кафедрой истории и теории музыки, не оставляя преподавание в среднем звене.

Заслуженный работник культуры РФ Н.В. Сивогракова с 1991 года преподает весь цикл музыкально-теоретических предметов в старших классах – сольфеджио, ЭТМ, гармонию, анализ музыкальных произведений. Также с 1991 по 2004 год Н.В. Сивогракова была безупречным организатором учебного процесса как заведующая учебной частью. По всем этим предметам преподаватель создает учебные пособия, в том числе, сборники для слухового гармонического анализа, музыкальные диктанты, задачи и упражнения для игры по гармонии, хрестоматию для анализа из произведений для хора, методическое пособие по ЭТМ.

Л.Р. Тухманова, которая преподает сольфеджио в младших классах с 1991 года. Заслуженный работник культуры РФ — Л.Р. Тухманова имеет звания «Лучший педагог школ искусств России» 2010 года и является лауреатом I премии Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России» 2016 года. Тухманова — артистичный, творческий педагог, методист курсов повышения квалификации и ведущая мастер-классов. Составленные Тухмановой сборники, активно используются в учебном
процессе, например, «Сольфеджио в размере 3\8», «Практикум по сольфеджио» (см. ссылку выше).

Заслуженный работник культуры РФ Л.Л. Фишкина − преподаватель музыкальной литературы и народного творчества работает в училище с
1991 года. Л.Л. Фишкина удостоена звания «Лучший педагог школ искусств России» 2010 года и Специального диплома «За высокое профессиональное мастерство» Всероссийского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А. Блюма в 2017 году.

Л.Л. Фишкина сочетает яркую музыкальную одаренность, владеет даром свободного музицирования, импровизации и сочинения. Она создала авторский методический комплекс материалов по музыкальной литературе и народному творчеству. Отметим, следующие издания: учебные программы по начальному и основному курсу музыкальной литературы, наглядные пособия-баннеры «300 лет зарубежной музыки», «Три века русской музыки», хрестоматии и фонохрестоматии по всем темам курса, учебные пособия «Творчество А.С. Даргомыжского» и «Творчество М.И.
Глинки». Являясь талантливым композитором, Л.Л. Фишкина сочинила детский мюзикл «Новый год в семье Октавы», который выдержал два издания и с успехом исполняется силами учащихся.

В последние годы к работе на теоретическом отделе привлечены молодые специалисты: Е.Е Музылева, кандидат искусствоведения Н.А. Латышев, А.В. Богаченко, С.А. Пасынкова, профессиональным кругозором и современными научными знаниями.

Молодые педагоги осваивают методику под руководством опытных преподавателей, обеспечивая историческую преемственность поколений, сохранение и передачу традиций отечественного профессионального образования в области искусства.

Неизменно высокий уровень преподавания сольфеджио и других теоретических предметов всегда был непосредственно связан с художественным воспитанием учащихся и до настоящего времени обусловливает их подлинный профессионализм, качественное формирование исполнительских навыков. Такой принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин соблюдается в Хоровом училище и по сей день.

Говоря о творческих итогах последних десятилетий, напомним, что все педагоги постоянно пополняют и совершенствуют учебно-методический комплекс по всем дисциплинам музыкально-теоретического цикла программ НОО и СПО. В современном Хоровом училище преподавание, как и прежде, ведётся по оригинальным авторским программам. Не меняя глубинного содержания обучения, педагоги все шире используют инновационные методы и приемы. Коллективом преподавателей создана эксклюзивная программа по Сольфеджио для учащихся 1-11 классов. Создаются электронные версии учебных и учебно-методических пособий.

Сфера интересов педагогов не только связана с обеспечением информационно насыщенного учебного процесса, но и охватывает широкий круг вопросов за его пределами. Так, в марте 2012 года наши педагоги успешно проявили себя, показав успехи своих воспитанников в семинарах по программе международного сотрудничества с представителями международных вузов по вопросам болонской конвенции.

Педагоги регулярно организуют и проводят мастер-классы, участвуют в организации конференций, проводят авторские вечера и концерты. Постоянно ведется работа над архивом Хорового училища. Теоретики являются активными участниками научно-практических
конференций, в том числе, проводимых в АХИ имени В.С. Попова, например:
− «Традиции Синодального училища церковного пения и их развитие в Хоровом училище» (2003);
− «Вокально-хоровая школа В.С. Попова. К 75-летию со дня рождения мастера» в АХИ имени В.С. Попова (2009);
− «К столетию со дня рождения Т.Ф. Мюллера» (2012);
− Международная научно-практическая конференция «К 70-летию со дня со дня образования Хорового училища имени А.В. Свешникова» в АХИ имени В.С. Попова;
− Международная научно-практическая конференция «Хоровое училище имени А.В. Свешникова в контексте современной музыкальной культуры: «К 70-летию со дня со дня образования Хорового училища имени А.В. Свешникова»(2014);
− Научно-практическая конференция «К 90-летию А.А. Юрлова», (2017).

Особенно значимым для нас является Всероссийский фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова. В празднике хоровой музыки «Голос детства», который ежегодно проводится на родине дирижера в городе Бежецке Тверской области (с 2011года), принимали участие Н.Б. Сербул, О.П., Цуканова Л.Р. Тухманова, Л.Л. Фишкина и М.В. Цуканова. В рамках этого праздника стали традиционно организовываются семинары и зональные научно-теоретические конференции для преподавателей музыкальных школ и музыкального училища городов Твери и Бежецка, организованные Министерством культуры РФ, Правительством Тверской области, Департаментом культуры Тверской области.

В течение многих лет наши педагоги проводили занятия с музыкально одаренными детьми с ограниченными возможностями развития в рамках проекта Благотворительного фонда «Мир искусства». В последние годы появился новый коллективный проект училища – Олимпиада «Созвучие» (2011-2019 гг.).

В содружестве с коллегами других специальностей педагоги-теоретики формируют в воспитанниках Хорового училища подлинную музыкальную культуру, а главное, воплощают собой тот духовный стрежень, который необходим для восстановления подлинной связи с исконной традицией отечественного образования – Синодальным училищем. Благодаря педагогам, учащимся и выпускникам Хорового училища происходит возрождение внешне прерванной, а по существу, бережно сохраненной профессиональной традиции хорового пения. Это ценное влияние прорастает в различные сферы мировой музыкальной культуры.

Педагоги-теоретики внесли свою лепту в воспитание многих учеников, среди которых лауреаты российских и международных конкурсов, успешные состоявшиеся музыканты разных направлений, в том числе, призёры Московского конкурса хоровых дирижёров.

Высокий уровень музыкально-теоретической подготовки позволяет выпускникам училища быстро и качественно осваивать произведения самых различных стилей, повышает художественный уровень их самостоятельной исполнительской деятельности. Многие из них завоевали призовые места на престижных конкурсах, успешно руководят хоровыми коллективами и симфоническими оркестрами, реализовывают сольную вокальную деятельность в ведущих оперных театрах, в том числе и за рубежом.

За истекшие 75 лет наш коллектив воспитал значительный ряд профессиональных музыкантов. Они составляют современный «золотой фонд» нашей российской и мировой культуры.

Состав предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин:

Цуканова Марина Вениаминовна, заведующая кафедрой.
Кандидат искусствоведения, доцент.
Работает в ПЦК с 1990 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, гармония, методика и практика преподавания сольфеджио.

Музылева Елена Евгеньевна, председатель ПЦК младших классов (1−7), заведующая подготовительным отделением.
Преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 2011 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1−7), практика преподавания сольфеджио в среднем звене.

Богаченко Алексей Владимирович.
Преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 2017 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1-7), практика преподавания сольфеджио.

Латышев Николай Анатольевич.
Кандидат искусствоведения, доцент.
Доцент, преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 2011 года.
Дисциплины: слушание музыки, музыкальная литература в младших классах, анализ музыкальных произведений, гармония.

Пасынкова Светлана Александровна.
Преподаватель СПО.
Работает в ПЦК с 2019 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, гармония, элементарная теории музыки.

Сивогракова Нина Васильевна.
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории.
Преподаватель СПО.
Работает в ПЦК с 1991 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, элементарная теория музыки, гармония.

Тухманова Л.Р..
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории.
Преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 1992 года.
Дисциплины: сольфеджио в младших классах (1-7), практика преподавания сольфеджио в среднем звене.

Фишкина Л.Л..
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории.
Преподаватель НОО, СПО.
Работает в ПЦК с 1992 года.
Дисциплины: музыкальная литература, народная музыкальная культура.

Цуканова Ольга Петровна, доцент.
Заслуженный деятель искусств РФ, доцент.
Преподаватель СПО.
Работает в ПЦК с 1975 года.
Дисциплины: сольфеджио в старших классах, гармония.

Прямой эфир

Подробнее

Случайная фотогалерея

Все фото

Случайное видео

Все видео

Случайный плейлист

Все аудио

Живые интернет-трансляции

Г. Свиридов, «Пушкинский венок», 11.10.2013. Хор АХИ, дир. Гун Ли (КНР), репетиция

Отчетный концерт хоровых коллективов Академии, 27.05.2016

Исполняет хор Академии

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×