Предметно-цикловая комиссия музыкально-теоретических дисциплин

Основной принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Хоровом училище был заложен А.В. Свешниковым при его создании в 1944 году, а именно: теория музыки неразрывно связана с художественным воспитанием учащихся и формированием их исполнительских навыков. Этот принцип сохраняется до наших дней и предполагает высокий уровень преподавания сольфеджио и остальных теоретических предметов.

Уникальность начального этапа становления Хорового училища состоит в том, что первые педагоги, приглашённые
А.В. Свешниковым, были носителями традиций дореволюционного хорового образования (в том числе, музыкально-теоретических). Напомним, что к началу XX века эти традиции сохранялись и развивались в Синодальном училище церковного пения.

Структура Хорового училища, организационные принципы и учебные планы были непосредственно заимствованы из Синодального училища, а его выпускники стали преподавать во вновь созданном Хоровом училище: преподаватель сольфеджио и хормейстер младшего хора, «душа училища» – Николай Иванович Демьянов, преподаватели сольфеджио Алексей Алексеевич Сергеев, Александр Филимонович Гребнев, Николай Лукич Кудрицкий. Отметим, что первые педагоги сольфеджио и теории музыки часто являлись хормейстерами. Они формировали в воспитанниках Московского государственного хорового училища подлинную музыкальную культуру.

Особое место в этой плеяде занимал Н.И. Демьянов. Его учителями в Синодальном училище были С.В. Смоленский,
В.С. Орлов, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков. После революции он продолжал работать в области хорового исполнительства и просвещения, готовящего кадры дирижёров и исполнителей профессиональных хоров. Общение
Н.И. Демьянова с «синодалами» не прекращалось и в военные годы.

В училище работали также известные педагоги братья Щедрины: преподаватель теории и истории музыки Константин Михайлович и преподаватель сольфеджио, хормейстер Евгений Михайлович – отец и дядя композитора Р.К. Щедрина.

Высокий профессионализм в коллектив теоретиков внесли преподаватели Московской консерватории Ф.Ф. Мюллер,
В.В. Соколов, Т.В. Оболадзе, Г.В. Крауклис. Особую значимость имела деятельность Федора Федоровича Мюллера, который преподавал в училище семнадцать лет (1950-1967 годы). Он вел сольфеджио, гармонию, полифонию и анализ музыкальных форм в старших классах и все эти годы являлся бессменным заведующим теоретическим отделом.

Новым этапом в жизни училища стали 60-е годы, которые прошли под знаком «отлучения» от отеческой опеки со стороны педагогов «старой гвардии», сохранения достигнутого и поиска новых путей. Ушли из жизни Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, К.М. Щедрин. Перешли на работу в Консерваторию Ф.Ф. Мюллер и Г.В. Крауклис. Наступило время выпускников Хорового училища.

Преподавание музыкально-теоретических предметов перешло в крепкие профессиональные руки нового поколения, преподавателей Э.Ф. Леонова, В.Г. Агафонникова, В.И. Тусеева. Новые веяния, новую информацию принес с собой
Г.И. Гладков. Преподавание музыкальной литературы было поручено профессиональному и требовательному педагогу
М.А. Леоновой.

Целая эпоха в преподавании сольфеджио (1967-1982 годы) связана с педагогической деятельностью Е.Д. Ромодановской, которая обеспечила стабильно высокий профессионализм нескольким поколениям выпускников, благодарных ей и по сей день. Долгие годы проработали в училище и воспитали талантливых учеников такие замечательные педагоги, как
В.И. Кирнарская, Е.В. Коптева, Л.Н. Сергеев, К.Д. Строганова, И.В. Лихачёва.

В 70-е годы, с приходом в училище В.С. Попова, музыкально-теоретические предметы надолго приобрели статус специальных дисциплин. По рекомендации Ф.Ф. Мюллера в Хоровом училище стали преподавать выпускницы Московской консерватории О.П. Цуканова (1975 год) и Н.Б. Сербул (1977 год), ставшие ведущими педагогами-методистами теоретического отдела. В этот период произошел переход на 11-летнее образование, потребовавший создания новых учебных программ и значительно расширивший исполнительские возможности коллектива.

О.П. Цуканова и Н.Б. Сербул — авторы многих программ, учебников и пособий, дидактических материалов по теоретическим предметам СПО. В годы становления Академии хорового искусства они внесли неоценимый вклад в создание кафедры истории и теории музыки. О.П. Цуканова в течение двадцати лет занимала должность председателя ПЦК музыкально-теоретических дисциплин. По инициативе Н.Б. Сербул стала активно разрабатываться тема преемственности традиций отечественного музыкального образования. Сфера научных интересов музыковеда содержит актуальные для училища темы:

  • роль выпускников Синодального училища церковного пения в организации учебного процесса при создании
    А.В. Свешниковым Хорового училища;
  • обобщение творческих достижений коллектива за период с 1970-го года;
  • первое монографическое исследование о Викторе Попове «Хор как жизнь» (М., Музыка, 2009) и др.

Поистине легендарной стала также педагогическая и воспитательная деятельность С.О. Рачковской (1986-2008), которая явила собой эталонный образец преподавания начального курса сольфеджио. Она обеспечила преемственность в преподавании сольфеджио и позволила безболезненно пережить следующий переломный период. Как и в былые времена, пение стало главной формой работы на уроках сольфеджио. С.О. Рачковской создано «Пособие для сольфеджирования» (младшие и средние классы Хорового училища), которое востребовано и в настоящее время, а также «Сборник диктантов» (1-7 классы), содержащий не только выразительный инструктивный материал, но и ценные методические разработки по многим формам и приемам работы.

В начале 90-х годов, в период создания Академии хорового искусства возникла очередная необходимость обновления педагогического состава Хорового училища. Чрезвычайно плодотворным стало появление в нашем коллективе
Е.В. Армишевой, М.В. Цукановой, Н.А. Яновской, Л.Р. Тухмановой, Л.Л. Фишкиной и Н.В. Сивограковой. Несколько лет назад теоретический отдел пополнился новыми педагогами-теоретиками: С.Ю. Маркеловым, М.В. Генченковой, Е.Е. Музылёвой, Н.А. Латышевым.

В современном Хоровом училище преподавание, как и прежде, ведётся по оригинальным авторским программам. Коллективом преподавателей создана эксклюзивная программа по Сольфеджио для учащихся 1-11 классов. Авторами остальных программ являются следующие преподаватели: О.П. Цуканова – Гармония и Элементарная теория музыки,
Л.Л. Фишкина – Музыкальная литература, Н.Б. Сербул – Анализ музыкальных форм, М.В. Цуканова – Методика и практика преподавания сольфеджио.

Состав предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин:

Генченкова М.В.
заведующая ПЦК музыкально-теоретических дисциплин младших классов, кандидат искусствоведения, доцент, сольфеджио, элементарная теория музыки (1-8 классы), практика преподавания сольфеджио (11 класс).

Латышев Н.А.
кандидат искусствоведения, доцент – слушание музыки (1-2 классы), анализ музыкальных форм (10 класс).

Маркелов С.Ю.
преподаватель 1 категории – сольфеджио (1-7 классы).

Музылева Е.Е.
преподаватель – сольфеджио (1-7 классы), практика преподавания сольфеджио (11 класс).

Сивогракова Н.В.
заведующая ПЦК музыкально-теоретических дисциплин старших классов, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории – элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио (8-11 классы).

Тухманова Л.Р.
преподаватель высшей категории – сольфеджио (1-7 классы), практика преподавания сольфеджио (11 класс).

Фишкина Л.Л.
заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории – музыкальная литература (3-11 классы), народное творчество (6 класс).

Цуканова М.В.
кандидат искусствоведения, профессор – сольфеджио, гармония (9-11 классы), методика преподавания сольфеджио (10 класс).

Цуканова О.П.
заслуженный деятель искусств РФ, доцент – сольфеджио, гармония (9-11 классы).

Прямой эфир

Подробнее

Случайная фотогалерея

Все фото

Случайное видео

Все видео

Случайный плейлист

Все аудио

Живые интернет-трансляции

IV Всероссийский «Московский конкурс хоровых дирижёров имени В.С. Попова», сентябрь 2014

Фильм об Академии «Да не прервется связь времен...»

Исполняет Хор мальчиков Хорового училища

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×