Ковалев Андрей Борисович

Кандидат искусствоведения, доцент.
Родился в Москве.
Образование:
1976−1980 |
Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. |
1993−1998 |
Музыкально-педагогический факультет Московского открытого педагогического университета (ныне – факультет культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова). |
2001−2004 |
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского (соискатель на кафедре междисциплинарных специализацией музыковедов). |
Профессиональная деятельность:
1992−1994 |
Средняя школа № 353 имени А.С. Пушкина г. Москвы, учитель музыки и руководитель хора. |
с 1992 по настоящее время |
Участие в богослужениях РПЦ, певчий, регент, головщик. |
1993−1995 |
Центр детского творчества «Киевский», хормейстер. |
1994−1995 |
Школа хорового пения «Касталия», хормейстер. |
2006−2012 |
Московская регентско-певческой семинарии, преподаватель. Дисциплины: история русской духовной музыки, всеобщая история музыки; руководство дипломными работами. |
с 2000 по настоящее время |
Академия хорового искусства имени В.С. Попова, преподаватель, доцент кафедры истории и теории музыки (с 2012). Дисциплины: теория богослужебного пения, теория музыкального содержания, исполнительская интерпретация, латинские певческие тексты, сольфеджио; руководство выпускными квалификационными работами у студентов и ассистентов-стажеров, научный руководитель аспирантуры. |
Научная деятельность:
2004 |
Защита кандидатской диссертации на тему «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII−XX веков. Специфика жанра и организация цикла». |
2012 |
Научное руководство кандидатской диссертацией А.С. Полторухина на тему «Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова». |
2018 |
Защита докторской диссертации на тему «Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIХ−XXI века: жанровая типология». |
Выступления на конференциях:
2006 |
Научная конференция «Христианские образы в искусстве» (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных). |
2006 |
«Гедевановские чтения» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2007 |
Научная конференция «Христианские образы в искусстве» (Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных). |
2008 |
Богоявленские чтения «Значение музыкального воспитания в образование регента и певчего» (Москва, Московская регентско-певческая семинария). |
2008 |
Пятый международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, Академия правовых наук Украины). |
2008 |
Всероссийский научный симпозиум «Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX-XXI вв.» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2009 |
Богоявленские чтения «Церковь. Наука. Образование» (Москва, Московская регентско-певческая семинария). |
2009 |
Шестой международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, Академия правовых наук Украины). |
2010 |
Богоявленские чтения «Профессиональная школа и ее духовное основание» (Москва, Московская регентско-певческая семинария). |
2010 |
Седьмой международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, Академия правовых наук Украины). |
2010 |
Гедевановские чтения «Инновационные проекты XXI века и традиции отечественной музыкальной педагогики» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2011 |
Восьмой международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, Академия правовых наук Украины). |
2012 |
Межвузовская научная конференция «Смена художественных парадигм в искусстве» (Москва, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). |
2012 |
Международный симпозиум в Ипполитовке (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2013 |
Десятый международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий» (Харьков, Академия правовых наук Украины). |
2013 |
Межвузовская научно-практическая конференция «Духовная музыка отечественных композиторов в свете традиций и новых тенденций» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2013 |
Международная научно-практическая конференция «С.В. Рахманинов и мировая культура» (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2014 |
Межвузовская научно-методическая конференция «Россия и Запад: пути музыкального взаимодействия» (Москва, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). |
2014 |
VI международная научно-практическая конференция «Православная история и традиционная культура» (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2014 |
III межвузовская научно-практическая конференция «Духовная музыка в контексте мировой музыкальной культуры» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2014 |
I научное собрание памяти С. В. Рахманинова (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2014 |
Научная конференция «Современные методы анализа музыки разных эпох: теория и практика» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2015 |
VIII межвузовская научно-практическая конференция «Россия – Восток и Запад: пути музыкального взаимодействия» (Москва, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). |
2015 |
II научное собрание памяти С. В. Рахманинова (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2015 |
IV международный симпозиум «Образование, искусство и культура в современном мире» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2015 |
Научно-практическая конференция «С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России» (Санкт-Петербург, Арт-холдинг «Рахманинов». |
2016 |
XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение» (Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). |
2016 |
IX научные чтения «Музыка в контексте мировой культуры: современный взгляд» (Москва, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). |
2016 |
Международная научно-практическая конференция «Современное хоровое и вокальное искусство в контексте музыкальной культуры: актуальные проблемы науки, образования и творчества» (Москва, Академия хорового искусства имени В.С. Попова) |
2017 |
XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение» (Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). |
2017 |
Научно-практическая конференция «Духовная музыка в творчестве М. М. Ипполитова-Иванова» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2018 |
XXVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение» (Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). |
2018 |
VI международная научно-практическая конференция «С. В. Рахманинов и мировая культура» (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2018 |
Международная научная конференция «Духовная музыка русских и австрийских композиторов» (Москва, Российский национальный музей музыки). |
2018 |
Межвузовская научно-практическая конференция «Духовная музыка в творчестве отечественных композиторов» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2019 |
XXIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение» (Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). |
Мастер-классы, семинары:
2006 |
Семинар «Древнерусская музыка: проблемы обучения и исполнения» (Москва, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова). |
2014 |
Семинар-практикум по теории богослужебного пения (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
2015 |
Мастер-класс «Знаменный роспев и его воплощение в хоровом цикле Всенощного бдения С. В. Рахманинова» (Тамбовская обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»). |
Учебно-методическая деятельность:
Учебные программы:
− Теория богослужебного пения (специальность 53.05.02 «Художественное руководство академическим хором»);
− Теория музыкального содержания (на основе авторского курса В.Н. Холоповой) (специальность 53.09.05 «Искусство дирижирования»);
− Теория музыкального содержания (на основе авторского курса В.Н. Холоповой) (специальность 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства»);
− Теория музыкального содержания (на основе авторского курса В.Н. Холоповой) (специальность 50.06.01 «Искусствоведение»).
Издания:
Учебное пособие «История и теория богослужебного пения». – М., 2012. – 283 с.;
Публикации
Монографии:
− С.В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки: исследование / А.Б. Ковалев, АХИ имени В.С. Попова, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». – Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2015. – 104 с. – 4, 8 п.л.
− Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX – начало XXI веков): монография / А.Б. Ковалев; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; ред. И.Н. Вановская. — Тамбов: Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2018. — 372 с. – 15 п.л.
Статьи в научных изданиях, входящих в список ВАК:
− Литургия Иоанна Златоуста как новый этап в развитии жанра // Музыкальная академия. – 2005. – № 4.– С.48-56. – 1 п.л.
− Литургические основы «Запечатленного ангела» //Музыкальная академия. – 2007. – № 4. – С.16-23. – 0,5 п.л.
− Богослужебные хоровые циклы в творчестве Владислава Успенского // Музыкальная академия. – 2012. – № 3. – С. 37-42. – 0,5 п.л.
− Духовный концерт «Богородичные песнопения» Андрея Микиты: жанровые и композиционные особенности //Обсерватория культуры. – 2014. – № 6. – С. 42-47. – 0,6 п.л.
− Тенденции и направления в русской духовной музыке второй половины XIX – начала XX и на рубеже XX – XXI веков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. Ч. 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20916 (дата обращения: 18.10.2017). – 30,5 кб.
− Вопросы становления и развития русской духовной музыки // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2015. – № 10. часть II. – С. 85-87. – 0,4 п. л.
− «В молитвах неусыпающую Богородицу» С.В. Рахманинова в контексте развития жанра духовного концерта //Музыковедение. Ежемесячный научный журнал. – 2015. – № 10. – С. 41-46. – 0, 6 п.л.
− Авторское духовно-музыкальное произведение: специфика жанра //Обсерватория культуры. – 2015. – № 5. – С.89-93. – 0,6 п.л.
− Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX-начала XXI века // Музыкальная академия. – 2015. – № 4. – С.54-59. – 0,6 п.л.
− Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2016. – Вып.1 (21). – С.109-120. – 0,6 п.л.
− Всенощное бдение Г.П. Дмитриева и В. А. Успенского: новое прочтение традиционного жанра // Вестник славянских культур. – 2016. – № 4. – С. 208-221. – 0,7 п.л.
− Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX-XXI вв.: жанровые и стилевые особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V Вопросы истории и теории христианского искусства. – М., 2017. – Вып. 25. – С.95-106. – 0,6 п.л.
− «Светлое Воскресение» В. И. Рубина: жанровые и драматургические особенности // Вестник славянских культур. – 2017. –Т.45. – С. 205-214. – 0,6 п.л.
− «Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности // Обсерватория культуры. – 2017. – Т.14 (№ 4). – С. 438-444. – 0,5 п.л.
− Особенности воплощения богослужебно-певческой структуры песнопений в композиторском творчестве на рубеже XX – XXI вв. (на примере 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 11. – С.85-89. – 0,6 п.л.
− Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX – XXI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – Вып. 28. – С.159-169. – 0,8 п.л.
− Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – Вып. 32. – С. 139-150. – 0,6 п.л.
Прочие публикации:
− Авторский хоровой цикл литургии в русской музыке конца XVIII-XX веков // Жизнь религии в музыке. Сб.статей/ СПб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А.Хопрова. – СПб.: Изд-во «Сударыня», 2006. – С.20-37. – 1 п.л.
− Жанровые аспекты русской духовной музыки последней четверти XX века //Христианские образы в искусстве: Сб. трудов 170. /РАМ им. Гнесиных. – М., 2007. – Вып.1. – С.41-49. – 0,5 п.л.
− Литургия св. Иоанна Златоуста, ор.31 С.В.Рахманинова: к проблеме личностно-творческого воплощения богослужебного чина // С. Рахманинов: на переломе столетий. Сб. материалов Международного симпозиума «С.Рахманинов: на переломе столетий». – Харьков, 2008. – Вып.5. – C.161-171. – 0,5 п.л.
− Трансформация жанра литургии конца XX века // Христианские образы в искусстве: Сб.трудов 171/РАМ им. Гнесиных. – М., 2008. – Вып. 2. – С.136-142. – 0,4 п.л.
− Древнерусское церковное пение в осмыслении певчего начала XXI века // Гедевановские чтения. Сб. науч. тр. / ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова / Ред.-сост. И.М. Ромащук. – М., 2009. – С.5-15. – 0,4 п.л.
− Знаменное пение на рубеже XX-XXI веков: миф или реальность // Музыка в системе межкультурных коммуникаций. Сб. тр. по материалам конф.16-17октября 2008. / ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. – М., 2009. – С.166-174. – 0,5 п.л.
− Русская духовная музыка на рубеже XX-XXI веков // Жизнь религии в музыке. Сб. статей / СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова / Ред.-сост. Т.А.Хопрова – Спб.: Изд-во «Северная звезда», 2010. – Вып.4. – С.225-238. – 0,5 п.л.
− Литургия и Всенощное бдение С.В.Рахманинова: к проблеме жанровой специфики //С.Рахманинов: на переломе столетий. Сб. материалов Международного симпозиума «С.Рахманинов: на переломе столетий». – Харьков, 2010. – Вып.7. – С.110-119. – 0,5 п.л.
− Догматики Валаамского обихода в их связи с древнерусской церковно-певческой традицией // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики, теории и практики образования. Когнетивное музыковедение: Сб. научных статей (в честь 55-летия Л.В. Шаповаловой) / Харьковский гос. университет искусств им. И.П. Котляревского. – Харьков, 2010. – Вып.29. – С. 263-304. – 0,6 п.л.
− Богослужебное пение и духовная музыка: к вопросу о различии понятий и их историческом взаимодействии // Вестник АХИ. – 2011. – № 1. – С. 13-22. – 0,5 п.л.
− О некоторых направлениях и тенденциях в русском богослужебном пении и духовной музыке на рубеже XX-XXI веков // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сб. научных статей. / МГИМ имени А.Г. Шнитке. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. – Вып. 5. – С.124-131. – 0,5 п.л.
− Исповедальная интонация Литургии Владислава Успенского. Навстречу 75-летию со дня рождения композитора // Вестник АХИ. – 2012. – № 2. – С.49-66. – 0,5 п.л.
− Знаменное пение на рубеже XX-XXI веков: возвращение из безмолвия // Жизнь религии в музыке. Сб. статей /СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. / Ред.-сост. Т.А.Хопрова. – СПб.: Изд-во «Северная звезда», 2012. – Вып. 5. – С.225-231. – 0,4 п.л.
− К вопросу о жанровой специфике духовно-музыкальных сочинений в творчестве русских композиторов XIX-XX веков // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Сб. научных статей / МГИМ имени А.Г. Шнитке. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – Вып. 6. – С.145-151. – 0,5 п.л.
− Прикосновение к сокровищам национальной духовной культуры // Гедевановские чтения. Наука и образование. Статьи и материалы /ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова / Ред.-сост. И.М.Ромащук.– М., 2013. – Вып.4. – С. 110-119. – 0,4 п.л.
− Хоровой цикл Всенощного бдения С. Рахманинова: между двумя жанровыми полюсами // С. Рахманинов: на переломе столетий. Сб. материалов Международного симпозиума «С. Рахманинов: на переломе столетий». – Харьков, 2013. – Вып.10. – С. 84-94. – 0,5 п.л.
− Хоровые циклы Литургии и Всенощного бдения С. В. Рахманинова: к вопросу о жанровой специфике // С. В. Рахманинов и мировая культура: Материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» /Ред.-сост. И. Н. Вановская. – Ивановка: РИО МУРИ, 2014. – С 40-49. – 0,5 п.л.
− На пересечении отечественной и западноевропейской традиций: русская духовная музыка в композиторском творчестве XVIII-XX веков // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сборник научных статей /МГИМ им. А. Г. Шнитке. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та 2014. – Вып.7. – С. 110-116. – 0,4 п.л.
− С. В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки // Материалы I научного собрания памяти С.В.Рахманинова, 23-24 мая 2014 года / Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» / Ред- сост. И. Н. Вановская. – Ивановка: Изд-во Першина Р.В., 2015. – С. 40-47. –0,4 п.л.
− К вопросу о специфике нетрадиционных жанров русской духовной музыки на рубеже XX-XXI веков: на примере произведений Р.Щедрина «Запечатленный ангел» и Ю.Буцко «Литургическое песнопение» // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сб. научных статей / МГИМ им. А.Г.Шнитке. – М.: Издательство Моск. гуманитарного университета, 2015. – Вып.7. – С. 100-107. – 0,5 п.л.
− Богослужебно-хоровые произведения С. В. Рахманинова в связи со спецификой традиционных жанров русской духовной музыки на рубеже XX—XXI веков // С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России: материалы Международной научно-практической конференции, 3—4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» / Ред.-сост. И. Н. Вановская. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. – С.72-79. – 0,5 п.л.
− Хоровой цикл Всенощного бдения в творчестве русских композиторов середины XIX- начала XX веков: жанровые особенности и принципы цикличности // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сб. научных статей / МГИМ имени А.Г. Шнитке. – М., 2016. – С.196-204. –0,5 п.л.
− Песнопения Всенощного бдения в творчестве композитора М. С. Симакова // Вестник АХИ. – 2016. – № 6. – С. 118-129. – 0,5 п.л.
− Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX-XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – С.344-349. – 0,5 п.л.
− Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл., Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. – Тамбов, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. – С. 30-40. – 0,5 п.л.