О нас

Вы также можете ознакомиться со статьями об Училище и о ВУЗе

Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства – Академия хорового искусства – создано в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. (Приказ о создании Академии был подписан в конце 1991 года, а первые студенты приступили к занятиям в сентябре 1992.) В 2009 году Академии присвоено имя ее основателя – выдающегося дирижера-хормейстера, Народного артиста СССР, профессора Виктора Сергеевича Попова (1934-2008).

Фильм об Академии «Да не прервется связь времен...»

Главная цель Академии заключается в сохранении и развитии в новых исторических условиях давних традиций русского певческого искусства, зародившегося после Крещения Руси (988) в лоне православной культуры именно как искусства хорового – первородного и основополагающего для России. Первые профессиональные хоры на Руси – Государевых и Патриарших певчих дьяков (XV-XVI вв.) – состояли, как известно, только из мужчин, а впоследствии пополнились мальчиками, нуждавшимися в специальном обучении. Поэтому наиболее крупные хоры, продолжившие их традиции, – Синодальный хор в Москве и Придворная певческая капелла в Петербурге – соединяли в своей деятельности две музыкально-практические функции – исполнительскую (богослужебную, концертную) и учебно-образовательную. Однако система обучения певчих и регентов в России, складывавшаяся веками, была разрушена после 1917 года – одновременно с роспуском Синодального хора и ликвидацией Синодального училища (1918).
Первым шагом к восстановлению утраченной системы образования было открытие в 1944 году Московского хорового училища (ныне носящего имя своего основателя – выдающегося музыканта, дирижера-хормейстера Александра Васильевича Свешникова), в которое принимались мальчики с хорошим певческим голосом и музыкальным слухом. Завершило этот исторический процесс образование профессором В.С. Поповым высшего учебного заведения – Академии хорового искусства.

Мировая уникальность Академии и как учебного заведения, и как концертного коллектива определяется ее многоуровневой образовательной структурой в рамках единой учебно-творческой базы. В стенах Академии объединены начальная, средняя и высшая ступени профессионального образования, есть возможность продолжить обучение в аспирантуре или ассистентуре-стажировке. По традиции, имеющей многовековые исторические и национальные корни, в хоровое училище (11 лет обучения) принимаются только мальчики, вуз же (5 лет) открыт для всех музыкально одаренных юношей и девушек. Училище выпускает дирижеров-хормейстеров, в вузе студенты обучаются по специальностям «Художественное руководство академическим хором» и «Музыкально-театральное искусство».

Преемственность и единство – два принципа образовательной концепции Академии.
Преемственность проявляется в объединении трех ступеней обучения: школа, училище, вуз в одном учебном заведении с общими требованиями, методологическими и художественными установками. Учебные программы, построенные по принципу преемственности, учитывают пройденное ранее, исключают неоправданные повторы материала, позволяя сконцентрировать внимание на новых образовательных задачах.

Взрослея и переходя из одного учебного коллектива в следующий (хор мальчиков – хор юношей – камерный студенческий хор – Большой хор студентов – Сводный хор Академии), обучающиеся имеют уникальную возможность получить самое широкое представление о музыкальной культуре в целом, пройти все ступени становления музыканта от певца до руководителя.

Единство проявляется в воспитании музыкантов разных певческих специальностей – вокалистов и хормейстеров – на основе их совместного участия в концертной жизни в общем хоровом коллективе. Система профессионального воспитания в Академии хорового искусства возрождает изначально свойственное России единство обучения сольному и хоровому пению. Традиционная черта русского хорового пения – безупречно ровное, протяженное, льющееся звучание с естественным и свободным звукоизвлечением. Этой особенностью национальной школы хорового пения a cappella обусловлено пристальное внимание хормейстеров Академии к сугубо певческой природе звуковедения и вокальной техники певца хора, что является основой воспитания и музыканта-вокалиста. Именно хоровое пение ставилось во главу угла в деле массового музыкального воспитания в России с древнейших времен и до 70-х годов XX века.

Хоровой класс занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки Академии. При этом, в отличие от главных дореволюционных хоров России и училищ при них, Академия хорового искусства является светским музыкальным учебным заведением. Особенность образовательного процесса заключается в рациональном сочетании учебной и концертной деятельности. Студенты и учащиеся регулярно участвуют в подготовке и исполнении концертных хоровых программ различных национальных школ, жанров и стилей под руководством выдающихся дирижеров современности.

ХОР Академии хорового искусства – это:
- основа образовательной деятельности училища и вуза,
- ключевая форма творческой жизни учебного заведения,
- важнейший источник приобретения профессиональных навыков для учащихся и студентов.

В Академии сложился прекрасный педагогический коллектив. Здесь работают известные музыканты и учёные – искусствоведы, философы, историки. Среди них – заслуженные деятели искусств, народные и заслуженные артисты России, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора. За прошедшие годы преподавательский состав кафедр и отделов постоянно обновлялся, но уровень преподавания и сегодня остается неизменно очень высоким.

В настоящее время в вузе работают кафедры хорового дирижирования, сольного пения, истории и теории музыки, фортепиано, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, музыкально-театрального искусства.

В училище созданы предметно-цикловые комиссии дирижирования, вокала, музыкально-теоретических дисциплин, фортепиано, гуманитарных дисциплин, естественных дисциплин и начальных классов.

Наряду с образовательным процессом одной из основ полноценной подготовки музыкантов в Академии является концертная деятельность. Сводный хор Академии (около 200 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), камерные студенческие курсовые хоры (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор, где, помимо студентов, поют и бывшие воспитанники Училища и Академии. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнять художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов.

Хоры Академии часто выступают с концертами в России и за ее пределами – в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), Америки (США, Мексика, Канада). Особенно широкий размах зарубежные гастроли хора приобрели со второй половины 90-х годов. В числе лучших достижений коллектива – многократное участие в ряде музыкальных фестивалей: в Bregenzer Festspiele (Австрия, 1995, 1996), Festival de Colmar (Франция, 1998,1999, 2001, 2004, 2008, 2010, 2013), в Rheingau Musikfestival (Германия – ежегодно с 1994 по 2014 гг.) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Рождественский фестиваль духовной музыки», «Черешневый лес», «Моцартиана», «Большой фестиваль РНО» и др.).

С момента образования высшего учебного заведения хоры Училища и Академии выступали с такими прославленными российскими и зарубежными дирижерами, как Е. Светланов, В. Спиваков, В. Федосеев, Х. Риллинг, Р. Баршай, Т. Зандерлинг, М. Плетнев, Ю. Темирканов, Ю. Симонов, В. Синайский, А. Дзедда, И. Марин, Дж. Конлон, С. Сондецкис, А. Лазарев, Я. Латам-Кениг, Ю. Башмет, А. Рудин, В. Чернушенко, Т. Курентзис.

Счастливо сложилась судьба хора в творческом содружестве с выдающимися певцами нашего времени Р. Аланья, Ч. Бартоли, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Герзмавой, М. Гулегиной, Ж. ван Дамом, М. Кабалье, Х. Каррерасом, М. Касрашвили, С. Лейферкусом, Л. Казарновской, А. Нетребко, Ш. Сиссел, Р. Флеминг, Дм. Хворостовским, О. Перетятько.

С началом XXI века на базе Академии успешно организуется ряд уникальных творческих проектов: регулярно проводятся Московский конкурс хоровых дирижеров (с 2011 года – имени В.С. Попова), Международный фестиваль детских хоров «Дружат дети на планете», Всероссийский фестиваль хоров мальчиков, благотворительный музыкальный фестиваль «Белый пароход. Поющие реки России» для детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из неполных семей, детдомов со всей России. С 2009 года учрежден Фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова, в рамках которого проходят хоровые и вокально-симфонические концерты на сценах Большого зала консерватории, Московской филармонии, Московского театра «Новая опера» и Московского международного дома музыки, а также на родине Виктора Сергеевича – в городе Бежецке (Тверская область).

Тесное сочетание интенсивной учебной и творческой деятельности остается отличительной чертой Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место и в культурно-образовательной сфере России, и на мировой концертной сцене.

С 2015 года исполняющим обязанности ректора Академии назначен выпускник Московского хорового училища имени А.В. Свешникова и Академии хорового искусства имени В.С. Попова, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой хорового дирижирования доцент Алексей Кириллович Петров. Ученик и творческий последователь В.С. Попова, Алексей Петров с 2008 года является главным дирижером Академии.

Прямой эфир

Подробнее

Случайная фотогалерея

Все фото

Случайное видео

Все видео

Случайный плейлист

Все аудио

Живые интернет-трансляции

IV Всероссийский «Московский конкурс хоровых дирижёров имени В.С. Попова», сентябрь 2014

Торжественная линейка 1 сентября 2017 года

Исполняет Хор мальчиков Хорового училища

Ваш браузер безнадежно устарел :(

Пожалуйста, обновите браузер для нормального просмотра нашего сайта. Обновить баузер сейчас!

×